У разбитого завода

Владивостокский молочный комбинат приморцам представлять не нужно. Это громадное предприятие, вдоль забора которого нужно проехать почти 2 трамвайных остановки. Были времена, когда продукцией “ВМК” был завален почти весь край. Сегодня она полностью исчезла с прилавков наших магазинов. Последнюю партию молокопродуктов “ВМК” выпустил 24 декабря прошлого года.

12 март 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №334 от 12 март 1998

Владивостокский молочный комбинат приморцам представлять не нужно. Это громадное предприятие, вдоль забора которого нужно проехать почти 2 трамвайных остановки. Были времена, когда продукцией “ВМК” был завален почти весь край. Сегодня она полностью исчезла с прилавков наших магазинов. Последнюю партию молокопродуктов “ВМК” выпустил 24 декабря прошлого года.

Предприятие рушилось на глазах

На Владивостокском молочном комбинате корреспонденты “В” побывали по приглашению представителей коллектива. С начала этого года рабочие уже несколько раз собирались у проходной завода для встречи с руководством. Всех интересовала дальнейшая судьба родного предприятия. Но руководство на им же назначенные встречи не являлось.

Последнюю зарплату рабочие “ВМК” получили 8 месяцев назад. С момента прекращения производства не предпринималось почти никаких усилий для поддержания оборудования в рабочем состоянии, поэтому в зимние холода перемерзли и лопнули основные трубопроводы, в цехах на полу образовалась толстая корка льда, постепенно выветривается в атмосферу через открытые двери компрессорного цеха 30-тонный запас аммиака - страшная угроза для жителей близлежащих районов. Предприятие разваливается на глазах.

То, что случилось с Владивостокским молококомбинатом, похоже на кошмарный сон для его работников. Большинство специалистов проработали на предприятии более 10 лет. Именно к ним приезжали стажироваться работники Находкинского молокозавода - одного из наиболее стабильных предприятий пищевой отрасли на сегодняшний день.

В 1996 году завод работал довольно устойчиво, осваивал выпуск новых видов продукции.

Выпускали острый сыр из сои с овощами и рисом, сырок в шоколаде, шоколадное молоко, творожные пончики, вареники, йогурты шести видов, фруктовые соки. В общей сложности АО производило продукты более 30 наименований. По итогам 1996 года ОАО “Владивостокский молочный комбинат” выпустило 7244 тонны цельномолочной продукции при том, что использование производственных мощностей составило в среднем 4,8 процента.

Отдадим завод в хорошие руки...

В апреле прошлого года в АО “ВМК” прошло последнее внеочередное собрание акционеров, после которого выяснилось, что контрольным пакетом акций предприятия завладела Австралийская продовольственная компания. Руководителем предприятия был назначен ее представитель Николай Пысь. Новый собственник уверял рабочих в том, что под контролем Австралийской продовольственной компании предприятие будет стабильно обеспечено заказами, а рабочие - регулярной зарплатой. Однако уже в июне зарплату выдавать перестали, и полгода завод работал практически на голом энтузиазме коллектива, а потом и вовсе остановился. Начались массовые увольнения, полутысячный коллектив сократился почти на 200 человек, в результате чего число ИТР стало преобладать над количеством рабочих.

Генеральный директор Австралийской продовольственной компании Валерий Селезнев утверждает, что столь длительный простой комбината обусловлен тем, что новым собственникам необходимо было детально вникнуть в результаты финансово-экономической деятельности ОАО “ВМК”. Рабочие же во всех своих бедах винят бывшего генерального директора АО “ВМК” Александра Стенькина. Среди рабочих бытует мнение, что Александр Стенькин попросту не смог справиться с огромным предприятием в изменившихся условиях хозяйствования и вынужден был продать свой пакет акций и уйти с поста руководителя. Рабочие почти единогласно одобрили его отставку с поста генерального директора. Впрочем, сменивший его Николай Пысь тоже, по мнению рабочих, не особо интересовался производством.

Без кредитов не выжить

Причины столь плачевного состояния предприятия заключаются не столько в слабом менеджменте, но и в общей экономической ситуации в крае. Завод начал скатываться к кризису еще тогда, когда стало стремительно сокращаться дойное стадо Приморского края: сегодня вместо бывших когда-то 260 тысяч его поголовье составляет лишь 20 тысяч голов. При имеющемся объеме надоев крестьянским хозяйствам выгоднее продавать молоко самостоятельно, нежели сдавать его на молокозавод. Поэтому в последние годы “ВМК” работал на австралийском, американском сырье, а на рынок края все активнее внедрялись молоко и молокопродукты, произведенные в Москве и за рубежом.

Безусловно, вина в столь бедственном положении некогда процветавшего предприятия лежит и на краевой, и на городской властях, которые почти не предпринимали мер для того, чтобы сохранить комбинат для города и края. Общеизвестно, что в нынешнем рынке подобные предприятия не могут выжить без поддержки властей. Взять хотя бы мэрии Москвы или Санкт-Петербурга, которые как заботливые мамаши оберегают своих производителей пищевой продукции, выделяя им льготные беспроцентные кредиты для закупки нового оборудования и усовершенствования технологии. Да и к чему далеко ходить: Находкинский молокозавод, продукция которого все больше находит спрос в крае, смог подняться не только благодаря усилиям нового собственника, ответственно отнесшегося к своему делу, но и благодаря льготному кредиту, полученному по линии СЭЗ.

Однако, несмотря на все проблемы, шансы Владивостокского молочного комбината вновь стать стабильным и прибыльным предприятием не так уж плохи. По утверждению генерального директора Австралийской продовольственной компании Валерия Селезнева, общий размер дебиторской задолженности “ВМК” (по неофициальным данным, примерно 10 миллиардов неденоминированных рублей) составляет лишь 10-15 процентов от стоимости основных фондов предприятия. В прошлом году были приобретены новая упаковочная линия и 2 корейских котла, позволяющие осуществлять производство независимо от “капризов” и цен АО “Дальэнерго”. По мнению заместителя главного инженера АО “ВМК” Николая Варакина, для того, чтобы привести в порядок оборудование, закупить сырье, частично погасить долги по зарплате и возобновить производство, в предприятие сегодня необходимо вложить около 5 миллионов “новых” рублей. Если это произойдет, то за счет высоких объемов производства и, следовательно, более низкой себестоимости предприятие сможет достаточно уверенно конкурировать с другими производителями.

- Мы все запустим, все сделаем, лишь бы дали немного денег, - говорит слесарь-наладчик Станислав Выщипольский. Люди хотят работать. Был бы хороший хозяин...

Новый хозяин - новые надежды

В минувшую среду, когда рабочие “ВМК” в очередной раз пригласили на разговор руководство предприятия, совершенно неожиданно для всех новый хозяин нашелся. Николай Пысь все-таки приехал на встречу, но вместе с ним прибыли представители московской компании “Вимм-Билль-Данн”, которые заявили рабочим о намерении перекупить контрольный пакет акций предприятия у Австралийской продовольственной компании.

Справка “В”. Компания “Вимм-Билль-Данн” (Wimm-Bill-Dunn), образованная в 1992 году, - один из лидеров среди российских производственных пищевых компаний. Наиболее известная продукция компании - соки J-7 и Doctor Fresh. Компания производит фруктовые соки, молокопродукты и овощи в вакуумной упаковке. В 1997 году ее оборот достиг 1 миллиарда долларов. Основные производственные мощности находятся на Лианозовском, Раменском и Царицынском молочных комбинатах в Москве, а также на заводе детских молочных продуктов в Лианозово. Компания имеет широкую сеть сбыта в регионах России. В 1995 году “Вимм-Билль-Данн” произвела 44 миллиона литров сока, в 1996-м - около 90 миллионов и в 1997-м - около 100 миллионов, что составляет около 20 процентов российского рынка. Продукция производится по самым жестким европейским стандартам.

“Вимм-Билль-Данн” является официальным поставщиком молокопродуктов и прохладительных напитков для приемов, организованных президентом России. Широкую известность “Вимм-Билль-Данн” получила, предоставив спонсорскую помощь правительству Москвы для празднования 850-летия столицы. Компания внесла в “копилку” праздника 2,2 миллиона долларов, вытеснив даже знаменитую Coca-Cola, спонсорское предложение которой составило лишь 800 тысяч долларов. Тогда продукция “Вимм-Билль-Данн” стала официальным прохладительным напитком празднества.

Представители компании “Вимм-Билль-Данн” сообщили коллективу Владивостокского молококомбината, что ведут переговоры с Австралийской продовольственной компанией о покупке контрольного пакета акций “ВМК” на протяжении уже 2 месяцев. Сейчас переговоры находятся в стадии завершения. Москвичи заявили, что пока не считают возможным назвать срок начала выпуска продукции, так как они намерены детально изучить положение предприятия, а также внедрить на нем новые технологии, вложив довольно большие суммы. Они заверили рабочих, что “Вимм-Билль-Данн” - компания с чисто российским капиталом, которая не занимается спекулятивными операциями с акциями и приобретает завод всерьез и надолго. Затем москвичи пригласили руководителей структурных подразделений завода пройти в управление для совещания. Прессе в комментариях было отказано, однако “В” удалось выяснить, что в ближайшем будущем “Вимм-Билль-Данн” намерена активно продвигать свою продукцию на рынки Сибири и Дальнего Востока и ежегодно инвестировать в производство 15 миллионов долларов США.

Таким образом, для крупнейшего в Приморье молококомбината пока не все потеряно. Если москвичи намерены взяться за дело серьезно, нет сомнений в том, что завод вновь начнет снабжать город и край качественной и дешевой продукцией. Тем более что первый вопрос, заданный рабочими комбината представителям московской фирмы, звучал так: “Когда на работу-то выходить?”

Автор: Сергей ЧЕЧУГО, "Владивосток"