Умных палата
В СТЕНАХ Пятого арбитражного суда состоялся круглый стол, посвященный созданию в Приморье Общественной палаты – совещательного органа, который, по идее, обеспечивает взаимодействие между властью и гражданами. По мнению корреспондента «В», обсуждение в какой-то мере обратилось в рекурсию, так как общественники рассматривали закон об общественниках, рассматривающих законы. Тем не менее дискуссия выдалась оживленной.
На данный момент Общественная палата в нашем крае существует только в виде проекта, то есть нескольких бумажных страниц, составленных рабочей группой. В будущем он будет внесен на рассмотрение в Законодательное собрание. А пока его подвергают общественной экспертизе. И мнения экспертов растянулись от «вот тут бы запятую поставить» до некоторых принципиальных вещей. Круг экспертов, состоящий в основном из видных приморских юристов и политологов, существенно расширил Олег Баглай, пенсионер из Чугуевки, приехавший во Владивосток на утреннем автобусе и показавший пример нестяжательства и добровольной политической активности. Дорогое удовольствиеСудьба Общественной палаты в Приморье напоминает воз из басни Крылова, который «и ныне там». Наш край первым из дальневосточных регионов вышел на старт – принялся за ее создание, но последним подходит к финишу. – Была попытка рассмотрения этого законопроекта в четвертом созыве Законодательного собрания, когда его вносили депутаты Курилов и Ермолаев, – отметил Виктор Полушин, член Приморского отделения ассоциации юристов России (АЮР), и с досадой добавил: – Как говорится, не сложилось.– Нам не везло с этим законом, если вспомнить историю, – рассказал Петр Ханас, директор Дальневосточного консалтингового центра. – В 2008 году в первом чтении на него наложили вето, а во втором зарубили. Был предложен нереальный бюджет – три миллиона рублей. Я прикинул: по самым скромным подсчетам в год на нее должно уходить около 30 миллионов. А если потребуется обеспечивать проведение различных экспертиз, тогда сумма может увеличиться чуть ли не в два раза. На сегодняшний день во всех субъектах ДВФО, кроме Приморского края и Магаданской области, работают Общественные палаты. Успокоительное для народаРазные точки зрения возникли на то, как должен выглядеть новый орган.– Концептуально он должен создать свое место в системе политико¬публичных органов, – сформулировал Виктор Полушин и уточнил: – Общественная палата в какой-то степени является аналогом представительных органов власти, поскольку ее члены, как и депутаты Законодательного собрания, проходят процедуру избрания. В то же время электорат у этих органов разный. За депутатов в соответствии с Конституцией и федеральными законами голосует средний гражданин. А избиратель Общественной палаты – это социально активная часть населения, общественный актив, который хочет участвовать в политической жизни, представляет интересы части населения и должен обладать собственной компетенцией, полномочиями, которые бы не пересекались с предметом деятельности законодателей.– Законопроект нужный, отвечает реалиям сегодняшнего дня, вписывается в модель взаимоотношения с гражданским обществом, которую выстраивают местные власти, – подчеркнул Юрий Мельников, заместитель председателя Приморского отделения АЮР. – И опыт других регионов показывает, что эти законы действуют и общество через Общественную палату может влиять на принятие нужных для него решений. – Если анализировать деятельность тех Общественных палат, которые есть в ДВФО, то эти органы носят совещательный характер при губернаторе. Скажу честно: совещательный орган при губернаторе нам не нужен, – отметил Петр Ханас. – Достаточно 17 общественных экспертных советов. По характеру Общественная палата должна стать конструктивнооппозиционным органом, адвокатом населения. По мнению приморского политолога, депутаты часто идут на поводу политической, а не социальной целесообразности.– В Законодательном собрании люди политические, – объяснил он. – В Общественной палате, надеюсь, люди будут здравомыслящие. И должны быть направления, в которых участие граждан стало бы обязательным. Чтобы втихушку не приняли общественно важные решения. Прежде всего это вопросы экологии. Сейчас строится угольный терминал в самом центре поселка Славянка. И никто не думает, что такие объекты и население несопоставимы. Там назревает референдум. Участие Общественной палаты в таких решениях станет механизмом снятия социальной напряженности. Лучше меньше, да лучшеПроект закона со свойственной юристам дипломатией и деликатностью сначала хвалили, а уже потом подвергали критике. – После прочтения варианта, представленного рабочей группой, возникли некоторые замечания, – приступил к докладу Юрий Мельников. – Во-первых, чрезмерное число членов Общественной палаты. Сначала предлагали 60, теперь – 45. Я считаю, многовато. Личный опыт подсказывает, что максимум должно быть 35 человек, иначе начнутся споры. Содержаться палата будет за счет бюджета Приморского края, это надо понимать. – У нас уже есть 40 депутатов, давайте хотя бы не будем поднимать планку выше этой цифры, – предложил Петр Ханас, приведя в пример Еврейскую автономную область. – Там всего 24 человека – хороший работоспособный орган.Также дискуссионным оказалось предложение о неких семи гражданах. Дело в том, что большую часть Общественной палаты (38 человек) составляют представители общественных организаций и некоммерческих объединений. При этом в новом варианте проекта (четвертом по счету) возникли еще семь «уважаемых граждан», не входящих в общественные организации и избираемых в Общественную палату уже действующими членами.– Это не совсем правильный подход, здесь будет присутствовать субъективизм, – поделился мнением Юрий Мельников. – Если мы идем по аналогии с федеральным законом, то там президент часть граждан утверждает. Может, отталкиваясь от него, позволить губернатору выбрать часть граждан? Тут какая¬то логика есть. Хотя это противоречит идее – в их список могут попасть функционеры. Другую точку зрения представил Петр Ханас:– Мне нравится, что там есть не только представители общественных организаций, но и просто уважаемые люди. Как будет происходить процесс? Общественных организаций будет все больше и больше. И я уверяю, что в Общественную палату захотят попасть именно их председатели.Также участники круглого стола обратили внимание на некоторые расхождения регионального закона с федеральным.– У нас в проекте написано, что объединение членов Общественной палаты по принципу национальной, религиозной или партийной принадлежности не допускается, – отметил Юрий Мельников. – Эта фраза дословно воспроизведена из федерального закона. Чтобы быть последовательным, нужно и другой постулат внести: член Общественной палаты приостанавливает членство в политической партии на срок исполнения своих полномочий. Ведь мы прекрасно понимаем, что партийная дисциплина может не позволить членам палаты принимать решения вразрез с партийными решениями. К тому же в крае есть много общественных экспертных советов. В проекте я не увидел взаимодействия с ними. Нужно, чтобы член Общественной палаты одновременно не был членом экспертного совета при губернаторе. Их надо развести. Согласия достигли на том, что главными функциями нового органа признали возможность выступить с законодательной инициативой и контроль за действиями власти. Причем участники круглого стола заметили, что в приморском варианте закона строчка о том, что Общественная палата осуществляет контроль за органами госвласти (в федеральном законе присутствует), внезапно исчезла. Было предложено о ней все-таки не забывать.На добровольных началахВ роли адвоката законопроекта выступил один из его авторов – Евгений Рябов, председатель ассоциации юристов в Приморье.– То, что вы видите на бумаге, результат свыше 30 заседаний между представителями администрации и гражданского общества. Итог долгих дискуссий, – принялся защищать свое детище Евгений Рябов. – С точки зрения числа – да, вначале предлагали 60 человек. Это средняя цифра, которую получили после анализа числа членов Общественных палат в субъектах РФ в зависимости от территории и от числа граждан, там проживающих. В связи с тем, что многие представители общественных организаций не согласились с этой цифрой, возникло число 45. Откуда оно взялось, Евгений Николаевич уточнять не стал. Очевидно, в результате долгих дискуссий и анализа.– Бюджет мы также анализировали, – продолжил он. – Никакого соотношения между числом граждан в Общественной палате и ее финансированием нет. В составе может быть 70 человек и бюджет в два миллиона, и может быть 30 человек и бюджет в 15 миллионов. Но цифр 30-60 миллионов нигде не встречали. По его словам, ни один из членов Общественной палаты согласно проекту закона не получает денежного довольствия. Бюджетные транши получает только аппарат, который обслуживает деятельность палаты. – Какие деньги! – возмутился Олег Баглай. – Это же дело каждого, если человек имеет позицию, хочет быть политически активным, то пожалуйста, но на добровольных началах. Я сам приехал сегодня из Чугуевки, потому что мне не все равно.В качестве итога круглого стола участники договорились о разработке резолюции, в которую войдут обобщенные замечания, комментарии и поправки по законопроекту.КСТАТИОбщественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с федеральным законом в 2006 году. Согласно ему, палата избирается каждые три года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. За время своей работы Общественная палата рассматривала самые разные вопросы. При активном содействии Палаты внимание руководства страны было вовремя привлечено к проекту прокладки нефтепровода в природоохранной зоне озера Байкал (проект был изменен), принято решение об ограничении игорного бизнеса, состоялись многие другие важные для страны и ее гражданского общества решения.Палата использует разнообразные формы своей работы: общественные слушания, круглые столы, выездные заседания и др. Ежегодно проводится более ста публичных мероприятий. Общественная палата Российской Федерации содействует формированию региональных Общественных палат. В Дальневосточном федеральном округе такие органы действует во всех регионах, кроме Приморского края и Магаданской области.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ