Дизайнеры бьются за приморский рынок

НА РОССИЙСКОМ рынке торговли одеждой наметилась новая тенденция – с известными федеральными пошивочными сетями пытаются конкурировать отечественные дизайнеры-новички. Их фишки – это эксклюзив, частая смена коллекций, небольшие партии изделий.

18 апр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3325 от 18 апр. 2013

Оказалось, что в нашей стране авторские работы в фаворе и в последнее время спрос на них растет: все чаще в торговых центрах больших городов встречаются вывески «Здесь открывается магазин молодого модельера». Предприниматели рассчитывают, что через три-­четыре года магазины дизайнерской одежды отечественного производства будут в каждом российском городе с населением свыше 100 тыс. человек. Есть ли шансы у городов Приморья войти в этот перечень территорий, интересных креативным модельерам? Или соседство и тесное сотрудничество с Поднебесной вносит свои коррективы и делает наш край «особой зоной»? Напомним: еще недавно Китай буквально заваливал край изделиями своих портняжных мастерских в стиле «дешево и сердито». Удалось ли отечественным швейникам переменить ситуацию нынче?..Свой взгляд на сегодняшнее положение дел в крае и его столице дают специалисты рынка, не один год работающие в фешн-индустрии.Креатив приятен глазу. Но не кошельку – Во Владивостоке очень много талантливых, креативных дизайнеров, которые делают неповторимые вещи, – говорит директор шоу-­рума «Сундук» Наталья Шишлова. – Однако пробиваться им очень сложно – пока население не готово платить за эксклюзив. Еще держится привычка обходиться ширпотребом неизвестного происхождения. Объясню на личном примере.Вместе с двумя дизайнерами мы отшили две коллекции: афгани (брюки с популярной ныне очень заниженной мотней), и «пластилин» – трансформер штаны­-кофта. Материалы брали в местных магазинах: в торгующих итальянскими тканями – шелк и атлас, и точках, поставляющих продукцию из Южной Кореи, – флисовые и хлопчатобумажные ткани. Конечно, обошлось это удовольствие дорого, однако завозить ткани из Китая не было смысла, потому что в тех мини¬объемах, в которых отшивали мы, игра не стоила свеч.Себестоимость одних штанов складывалась из материала – от 500 до 1000 рублей, сам пошив от 900 до 1400. Наценка, оправдывающая аренду и использование швейного оборудования, должна составлять не менее 100 процентов. Стоимость штанов, таким образом, составляла 1800-2800 рублей. Потребители же готовы были за них отдать не более 1600 рублей, так что мы распродали коллекцию с большим трудом. «Пластилин» мы выставляли во ВГУЭС – коллекция хоть и заинтересовала, но ушла за полгода. Первые два месяца посетители приходили в магазин просто посмеяться, потыкать пальцем. Сейчас люди спрашивают сами, когда будет следующая коллекция. Она будет. Если мы соберемся с силами.Помимо этого, нужно чувствовать рынок, понимать потребности своих покупателей. Например, приходит ко мне человек, приносит футболку на продажу, сшитую своими руками, и просит за нее 2 тысячи рублей. Да, она великолепная, но ее за такие деньги никто не возьмет – хорошие аналоги можно купить в Интернете за 500¬600 рублей. Повседневный стиль от КНР не имеет равных Все же некоторые из приморских дизайнеров пробиваются в свет, например «Суккуб» и «Чердак». Сейчас «Чердак» выставляет свою коллекцию в Европе; «Суккуб» делает показы здесь – они уже имеют своих почитателей и, что немаловажно, постоянных покупателей. Однако эти модели не на каждый день – их наряды нужно понимать, они для отдельных случаев. Соответственно и ценник кусается – платье от «Суккуб», к примеру, может стоить порядка 5-6 тысяч долларов.Есть примеры и успешных одиночек. Например, Ольга Куличенко – очень талантливая девочка, периодически выставляется на различных площадках, ее коллекции имеют успех, но опять же я знаю, что многие вещи лежат у Оли дома. Она работает с одним известным московским интернет¬ресурсом, через который распродает свои изделия – по знакомым, через социальные сети, и собирается открыть свой бутик.Подводя черту, могу сказать, что никогда наши дизайнеры не составят конкуренцию Китаю в том масштабе, в котором он у нас представлен. «Мэйд ин Уссурийск» набирает оборотыВпрочем, сами модельеры думают иначе, и талантливые ребята рвутся в бой за свой кусочек одежного рынка. Ведь бурное развитие розницы вступает в противоречие с изначальной идеей дизайнерской одежды – ее эксклюзивностью. Оригинальной одежды не может быть слишком много. И на этом можно заработать. – Я думаю, что местные модельеры вполне могут составить конкуренцию Китаю и поставлять вполне достойные вещи, – высказывает свою точку зрения дизайнер Ольга Девяева. – Два года назад я устроилась работать на уссурийскую фабрику по пошиву трикотажных изделий «Джейн». Предприятие поставляет дальневосточным и региональным оптовикам весь спектр верхней одежды.Дизайн-­студия находится во Владивостоке, а вскоре мы думаем сделать собственный бренд и поставлять одежду в свои сетевые магазины (которых пока еще нет. – Прим. авт.).Первые шаги в этом направлении уже сделаны: фабрика дала мне в рассрочку изделия, на собственные деньги я арендовала помещение и торгую нашими вещами. Считаю, что в плане качества и цены наша продукция более чем выигрышна на фоне китайского тряпья. Китайцы сами дизайн не разрабатывают – на их фабриках работают русские модельеры. Во Владивостоке можно отшивать коллекции, но здесь нет действующих текстильных производств. Впрочем, можно также отшивать вещи в Поднебесной под собственным именем. Подобные попытки уже были. Одна дама загорелась идеей создать одежную торговую марку, но ни шить, ни творить она не умела, должного образования не было. Тогда предпринимательница предложила студентам­-дизайнерам создать по 30 моделей с тем, чтобы, выбрав лучшее, она смогла бы отшивать их в Китае. Ей не хватило не денег, а интересных идей. Студенты не смогли сделать изделия, отвечающие тенденциям рынка. Однако я знаю во Владивостоке немало модельеров, которым такое по силам, будь у них необходимые ресурсы. Отечество расчищает пути зарубежным брендам – На мой взгляд, вообще отечественные промышленники никогда не смогут составить конкуренцию ни Китаю, ни Европе, – отвечает предприниматель с 20-летним стажем Любовь Лобода. – Хотя бы потому, что пошивочные фабрики у нас уничтожили на корню, отрасль практически загублена. Во-­вторых, те, которые у нас были, та же фабрика «Заря» во Владивостоке, не шили остромодные, современные вещи, так что в этом плане особого опыта у России нет. Так что если мы пресытились нарядами «мэйд ин Чайна», то на смену им придут все равно не российские, а зарубежные одежные компании.И мы уже видим: марки средней ценовой категории, такие как OGGI, Terranova, Zara, набирают все большую популярность на дальневосточных просторах, где многие годы господствовали наряды из Поднебесной. Конечно, экспансию в наши края осуществляют более дешевые бренды, особенно в молодежном сегменте. Да это и понятно: молодые ребята много где бывают, следят за модой, которая постоянно меняется, так что, в сущности, им и не нужны дорогие вещи. Для них франчайзинговые сети очень хорошая альтернатива китайскому рынку. Та же Terranova отшивает хоть и в Китае, но очень чисто и хорошо, а система скидок позволяет иногда приличную вещь и за сто рублей купить. Понятия не имею, как на этом фоне нашим дизайнерам пробиваться со своими оригинальными идеями. Когда я приезжаю на международную выставку в Европу, то вижу, что жители Старого света не боятся брать смелые оригинальные вещи, а вот, русские предприниматели, к примеру, никогда не возьмут платье, полностью украшенное пайетками. Или с необычным кроем. Не готовы наши покупатели к эксклюзивным вещам, которые нужно понимать. Поднебесная теряет потребителей? – Думаю, Китай составляет незначительную конкуренцию крупным сетям, так как зачастую цены продукции из Поднебесной могут быть значительно выше, чем в федеральных сетях, – говорит менеджер компании Sela Елена Корбудан. – Крупные сети приходят на смену одежным рынкам и нарядам «без имени». На мой взгляд, рынок одежды Владивостока будет развиваться в сторону масс-маркета, но никак не дизайнерских и авторских вещей. Так что индпошив – это удел небольшого числа людей, ценящих свою оригинальность и умеющих выражать свой вкус. Да к тому же готовых платить за это.КСТАТИГУБЕРНАТОР Приморья зовет в край федеральных ретейлеров. Как сообщает пресс-­служба региона, он принял участие в заседании совета директоров Ассоциации компаний розничной торговли «АКОРТ», которая объединяет 24 крупнейшие торговые компании в России. Владимир Миклушевский объявил участникам заседания о том, что власти края готовы предоставить преференции пришедшим в регион сетям. По его словам, это льготы в сфере инфраструктуры и логистики. Не исключается и строительство складов для дальнейшей сдачи в аренду ретейлерам.Предприниматели же считают, что неплохо было бы подумать не только об облегчении работы здесь федеральных сетей, но и о возрождении местной легкой промышленности. Хотя бы для того, чтобы школьную форму, за повсеместное введение которой высказался президент страны, конструировали и отшивали бы приморские портные на российских предприятиях, а не передавали заказы в Поднебесную.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»