А тому ли учат в школе
Кто виноват в плохих оценках школьников?
РЕБЕНОК сидит возле компьютера вместо того, чтобы взяться за учебники? На вопрос, где домашнее задание, лишь пожимает плечами, смотрит в пол или отмахивается. И вы понимаете: ваше чадо не хочет учиться. Или просто не может. Почему дети отстают в отметках? Кстати, а пытались ли сами учителя разобраться в том, кто такой отличник, а кто двоечник?Источник комплекса неполноценностиПо мнению многих педагогов, в нашем обществе десятилетиями складывался стереотип, что если ребенок хорошо учится в школе, значит, его жизнь наполнена счастьем. Однако зачастую жизнь поворачивается таким образом, что отличники не добиваются успеха в жизни, а двоечники и троечники – преуспевают. Интересно, кому-нибудь приходилось задумываться почему? Отличник – это ученик, прилежно выполняющий свои обязанности в школе. Он охотно верит в то, что человек произошел от обезьяны и минус, помноженный на минус, дает плюс. Он запомнил эти правила, вызубрил их, с уверенностью повторил и получил свою заслуженную «5». А вот двоечник, как считают некоторые педагоги, как раз тот, кто задает вопрос: «А почему это так, а не иначе?». И не найдя ответа в рамках современной системы образования, он теряет к нему интерес. Как только набирается критическая масса таких вот «непониманий», сразу же начинается стремительная трансформация из ранее успевающего ребенка в двоечника. Не всегда у родителей или учителей находится время и силы разобраться в ребенке, найти индивидуальный подход. И тогда школяр может посчитать себя оставленным без внимания.Что школа должна дать каждому своему ученику? В первую очередь сделать его думающим, интересующимся человеком, научить жить в гармонии со всем, что его окружает – с природой, с обществом и с самим собой.Хулиган своими рукамиДругой фактор на пути к отставанию школьников – поведение. Сейчас проблема отчисления из средней образовательной школы двоечников и хулиганов стоит довольно остро. Не так давно Минобрнауки обнародовало проект приказа о дисциплинарной ответственности школьников. Документ не предусматривает сверхжестких мер для нарушителей школьного распорядка: выгнать из школы даже отъявленного хулигана можно лишь после достижения им 15-летнего возраста. Причинами для исключения могут стать его появление в школе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, невыполнение учебного плана, аморальное поведение и оказание негативного влияния на других. А в отношении провинившегося ученика младшего возраста в случае тех же самых нарушений можно будет ограничиться замечанием или выговором. Кстати, выгнать школьника за «тройки» и «двойки» можно только из заведений с интегрированными программами, например, из художественной или музыкальной школы. Хулиганов можно выгонять, но учителям необходимо признать, что доля ответственности за поведение детей лежит и на них. Опасно в данном случае навешивать на учащихся ярлыки: отличник или двоечник-хулиган. Это может привести к разделению, к маленькой «классовой» борьбе. Отсюда и возникают недоверие учеников к учителям, зависть и даже агрессия по отношению к ровесникам. Как показывает практика, проблемы как таковой здесь нет. Достаточно одной беседы с грамотным специалистом – будь то психолог или просто квалифицированный педагог, чтобы раскрыть школяра. Ведь под покровом неадекватного поведения скрывается беззащитный ребенок, который столкнулся с проблемой и не сумел ее своими силами разрешить.
Автор:
Татьяна АНДРЕЕВА