А в музее – баррикады!
Окончание. Начало на 1-й стр.
Однако и этого не хочется. Ведь после 1991 года прошло более 20 лет, уже пара поколений выросла, для которых эта тема – нечто неизведанное. Правда, возникла мысль сделать в музее такие небольшие исторические окна, как бы не являющиеся частью темы конкретного зала, но рассказывающие об истории здания, в котором располагается музей. Такие окна-секретики. Может быть, фрагмент барельефа будет виден, а рядом – некая информация о том, что это. С одной стороны, тайна, с другой – поклон в сторону истории здания. И так по всему зданию музея. Поверьте, нам есть чем удивить зрителей. Музейщики уже продумали, что еще могло бы стать окном-секретиком. К примеру, на первом этаже музея, в экспозиции природы Приморского края, стоит сейф, настоящий сейф Сибирского банка, который простоял там невероятное количество лет – и Гражданскую войну, и весь советский период. Он настолько тяжел, что сдвинуть его с места просто нереально. – Как я понимаю, – смеется Виктор Шалай, – те организации, которые раньше находились в этом здании, просто предпочли с ним не связываться. В советские времена, когда сюда переехал музей, сейф просто зашили оргалитом, получилась такая большая тумба. Но ведь он уникальное свидетельство! Показательно, что перекрытия первого этажа выдерживают эту махину только потому, что они усилены. Это тоже особая история. В свое время на первом этаже музея стояла «Катюша». Да-да, та самая машина со знаменитой установкой. Ее вкатывали в зал через окна первого этажа с Алеутской. И чтобы вес «Катюши» выдержали перекрытия, их усилили, проведя ремонт в подвале.Интересно, что и знаменитая диорама «Первые годы Владивостока» – не уникальное явление. Как рассказала главный хранитель музея Нина Керчелаева, в 80-х годах в здании на Ленинской, 20 работал музей Ленина. И диорама была создана именно для него. Это было творение на революционный сюжет: то ли взятие Зимнего, то ли чтото в этом роде. Но когда в здание вселяли музей имени Арсеньева, работу нужно было начать максимально быстро. Поэтому некоторые уже существующие декорации просто переработали творчески и использовали то, что есть. В частности, диораму не стали убирать, а переработали сюжет, сменили задник, получилась диорама на тему первых лет существования порта Владивосток. Сегодня диорама – на время ремонта – убрана из залов, вернется ли – это вопрос. Еще одним окном-секретиком может стать уникальная малаховская плитка, которой изначально были выложены все полы здания. В советское время часть ее сорвали и выбросили, заменив на «шикарный» мрамор. Сегодня музейщики дорожат каждым кусочком плитки и не намерены от нее избавляться…– Каждый раз, когда во время этого ремонта – спасибо администрации Приморья, что поддержала нас в этом начинании, – говорит Виктор Шалай, – мы что-то снимаем: убираем гипсокартон или старую обивку, навесные потолки и прочее, мы надеемся найти под этим что-то интересное. Мы ведь знаем историю здания: это был дом Чурина, был Сибирский банк, здесь были жилые апартаменты… Здание построено по проекту архитектора Машкова, это первосортная архитектура и яркое свидетельство времени. Также мы понимаем, какую трудную жизнь прожило здание, прежде чем стать музеем. Ему не повезло так, как ГУМу, который, по сути, не поменял свои функции и потому сумел сохранить и некоторые детали интерьера, и оформления. Здесь же попеременно располагались какие-то конторы, институты, даже прокуратура и суд, музей Ленина и коммунальные квартиры. За советский период здание неоднократно подвергалось ремонту, переделкам, собственно говоря, оно никогда не строилось специально под музей. И сегодня мы наконец собираемся максимально приблизить внутренний вид и логистику здания к его нынешней функции. Задумок у нас очень много… Надеемся, что и интересных находок будет немало.О том, что изменится в облике и сути музея имени Арсеньева на Светланской, 20 и не только, мы расскажем в одном из следующих выпусков рубрики «Парк культуры».
Автор:
Любовь БЕРЧАНСКАЯ