Бензин готов опустошить карман

Вопреки устремлениям ФАС цены на топливо растут до плюс бесконечности

5 февр. 2013 Электронная версия газеты "Владивосток" №3283 от 5 февр. 2013
d53d5ef554f8150a0717cf542dddad68.JPG

Чиновники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России демонстрируют свое стремление приостановить – насколько это возможно в рамках закона – неуклонный рост цен на автомобильное топливо. В Приморье представители ведомства намерены создать при краевом УФАС Общественный совет по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов.Одним из первых шагов на пути создания совета стал круглый стол, который прошел во Владивостоке в конце минувшей недели с участием самих сотрудников антимонопольной службы, игроков рынка, автовладельцев, представителей исполнительной и законодательной власти Приморского края. Владельцы бензоколонок, объединяйтесь! Ведущий круглого стола заместитель руководителя УФАС РФ по Приморскому краю Виктор Трякин сообщил, что главной задачей совета станет выработка мер и рекомендаций, которые помогли бы на краевом уровне стабилизировать цены в сфере оптовой и розничной продажи автомобильного топлива. Чиновник подчеркнул, что его ведомство, как и государство в целом, не имеет права вмешиваться в процесс ценообразования, но обязано обеспечить всем участникам рыночного пространства равные возможности по доступу к целевой аудитории и свободную конкуренцию. На деле же часто получается так, что мелкие операторы, владеющие одной-двумя автозаправочными станциями (АЗС), вынуждены играть по правилам, которые вольно или невольно навязывают им крупные продавцы нефтепродуктов, являющиеся дочерними структурами национальных нефтяных компаний. Последние отпускают автомобильное топливо прежде всего своим «дочкам» с разветвленной сетью АЗС, причем по относительно приемлемым ценам. А мелкие операторы вынуждены покупать то же топливо, но уже по более высоким расценкам. Пытаясь компенсировать потери, они вынуждены повышать розничные цены или уходить с рынка. – Одним из решений проблемы стало бы объединение мелких игроков рынка – независимых операторов АЗС в некоммерческие общественные образования. Эти ассоциации могли бы сообща закупать крупные партии топлива по относительно дешевой оптовой цене, разрабатывать более оптимистичные схему доставки. Это непременно выльется в удешевление розницы. Параллельно с помощью законодательного механизма можно запретить крупным игрокам одновременно заниматься оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами,– высказал свои предложения господин Трякин. Каждый литр уже попилен Между тем все участники круглого стола были вынуждены признать, что существуют объективные причины регулярного повышения цен на топливо. И они пока не устранимы не только на краевом, но и на федеральном уровне. Так, в соответствии с действующим российским законодательством цены на нефтепродукты не подлежат госрегулированию и формируются продавцами исходя из спроса и предложения. В каждом литре бензина или дизтоплива, который мы вливаем в бак нашего авто на АЗС, уже заложено несколько составляющих цены: затраты на добычу нефти, транспортные расходы по доставке сырья до нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), налоги, затраты на переработку, на транспортировку до места оптовой продажи, на транспортировку до места розничной продажи, управленческие расходы, прибыль предприятия. Каждая из этих составляющих ежегодно растет, причем на вполне законных основаниях. Так, например, акциз (косвенный налог), доля которого в розничной цене нефтепродукта составляет около 20 процентов, с 1 января этого года вырос (в соответствии с изменениями в Налоговый кодекс РФ) на 24 процента по бензину и на 36 процентов по дизельному топливу. На несколько процентов выросли с начала года железнодорожные тарифы, тарифы по перекачке нефти по трубопроводу, оптовые цены на нефтепродукты. А переход России с этого года на повышенные экологические стандарты автомобильного топлива — не ниже класса Евро-3 (Евро-2 уже не производится, распродаются только его остатки на АЗС), также ведет к его подорожанию: требуется компенсировать затраты на модернизацию НПЗ. Для операторов АЗС не повышать цены – смерти подобно... Сами короли бензоколонок настроены на повышение цен в ближайшей и отдаленной перспективе. Так, один из участников круглого стола генеральный директор ОАО «Приморнефтепродукт» (крупнейшая сеть АЗС на территории Приморья) Дмитрий Масловский признался, что уже третий год розница работает практически без прибыли. – Мы закупаем топливо по всей стране по ценам, которые нам диктуют НПЗ, а продаем его исходя из платежеспособности наших покупателей и цен конкурентов. В итоге рентабельность, то есть соотношение прибыли к затратам, составляет всего 0,14 процента. Разумеется, чтобы не погубить сектор розницы, мы вынуждены периодически повышать цены — и на бензин, и на дизтопливо, – заключил господин Масловский. Депутат краевого Законодательного собрания коммунист Артем Самсонов не видит решение проблемы на краевом уровне без системных изменений на федеральном. – Курс на повышение топливных цен держат частные нефтяные компании, которые по законам капитализма безудержно стремятся к прибыли. Та же НК «Альянс», зарегистрированная на Бермудских островах и платящая налоги там, а не в России, имеет чистой прибыли свыше 6 млрд долларов в год. А продукцию своих НПЗ продает своей же дочерней структуре «Приморнефтепродукту» по запредельным ценам. Разумеется, последний, чтобы не помереть от низкой рентабельности в 0,14 процента, вынужден отыгрываться на простых автовладельцах, продавая им топливо по цене 35 рублей за литр, – дал экономический расклад по Карлу Марксу господин Самсонов.Совещательный орган Несмотря на прогнозируемый рост топливных цен в стране и в крае, добро на создание Общественного совета по развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов при УФАС по Приморскому краю было получено. До конца февраля должны окончательно определиться состав его участников и периодичность их встреч. Это будет консультативно-совещательный орган, а решения его – носить характер рекомендаций для власти и бизнеса.Справка «В» Крупнейшие компании, осуществляющие розничную торговлю автомобильным топливом на территории Приморского края – ОАО «Приморнефтепродукт» (107 АЗС) и ООО «РН-Востокнефтепродукт» (27 АЗС). Первая — дочерняя структура НК «Альянс», вторая — компании «Роснефть». В период с января по август 2012 года розничные цены на нефтепродукты, реализуемые ООО «РН-Востокнефтепродукт» и ОАО «Приморнефтепродукт» в Приморском крае, оставались без изменения, при этом наблюдался опережающий рост закупочных цен. С августа по 31 октября 2012 года средние розничные цены на нефтепродукты данных названных операторов повысились в среднем на 8 процентов. К концу декабря было еще одно повышение на несколько процентов. По состоянию на 30 января 2013 года розничные цены на АЗС ОАО «Приморнефтепродукт» во Владивостоке выглядели следующим образом: бензин АИ-92 – 32,49 руб. за литр, АИ-95 – 34,69 руб., дизтопливо – 34,99 руб. На АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» во Владивостоке соответственно 31,10 руб., 33,00 руб., 33,10 руб.

Автор: Отдел экономики "В"