Пятнадцать рублей за билет. Кто против?
Проезд в автобусе станет дороже на два рубля
Одно из нововведений, с которым столкнутся жители края 1 января, – изменение стоимости проезда в общественном транспорте.Департаментом по тарифам Приморского края установлены минимальный и максимальный тарифы на перевозки пассажиров и багажа: от четырнадцати до семнадцати рублей. Причем брать за проезд семнадцать рублей будут только те компании, которые в течение прошлых лет участвовали в инвестиционных проектах – покупали новые автобусы. Владивостокские перевозчики в большинстве своем так или иначе в последнее время обновляли свой автопарк – всего коммерсантами в течение года было закуплено 275 новых машин. Понятно, что теперь они, основываясь на постановлении администрации края, с полным правом смогут поднять цены, несмотря на планы администрации города сохранить тарифы на прежнем уровне. Аргументы перевозчиков Объективности ради отметим, что у транспортников, конечно, есть основания для беспокойства по поводу затрат на следующий год. «В» писал о том, что в предстоящем году для компаний, занимающихся автобусными пассажирскими перевозками, вводится обязательное страхование ответственности. То есть теперь в случае причинения вреда пассажиру по вине перевозчика (в салоне автобуса или на автобусной остановке) страховые компании выплатят пострадавшему денежную компенсацию. Максимальной суммой в два миллиона рублей оценивается самый тяжелый страховой случай, закончившийся смертью пассажира. Нельзя сказать, что транспортники довольны предстоящими нововведениями – они опасаются, что наши люди, падкие до легких денег, ради страховой компенсации будут провоцировать несчастные случаи – умышленно падать под колеса.Но тем не менее с 1 января следующего года каждой транспортной компании, занимающейся автобусными перевозками, придется отдать круглую сумму страховщикам – от 600000 до 1000000 рублей, из расчета 350000 рублей на миллион перевозимых ею пассажиров в год. То есть по расчетам, затраты выльются примерно по 80 копеек на пассажира. Другая статья расходов перевозчиков, запланированная на следующий год, – введение тахографов – приборов учета, предназначенных для регистрации скорости движения транспортного средства и пройденного пути, а также регистрации режима труда и отдыха, других форм занятости водителя. Стоимость одного такого прибора – 60000 рублей. Но это еще не все. Помимо покупки тахографов необходимо каждого водителя, работающего на оборудованном прибором автобусе, обеспечить специальной карточкой, которая стоит в пределах 4000 – 4500 рублей. Учитывая текучесть кадров в автобусных компаниях, расходы на приобретение этих самых карточек предстоят значительные. По мнению транспортников, тахографы полностью дублируют функции приемников ГЛОНАСС и в оснащении ими надобности особой нет. Только вместо того, чтобы доказывать свою позицию, автобусники приняли как факт распоряжение свыше, переложив на плечи пассажиров расходы по его воплощению в жизнь. И, наконец, самый весомый аргумент транспортников – это постоянный рост цен на топливо: с того момента, как установилась стоимость проезда в пятнадцать рублей (напомню, произошло это в начале 2012 года), цены на топливо выросли на сорок процентов. Понятно, что все предстоящие траты транспортники планируют поделить с пассажирами, вложив их в тариф, объясняя это тем, что не намерены работать себе в убыток. Коммерсанты берут количеством На недавно прошедшем совместном совещании, на котором присутствовали и глава города Игорь Пушкарев, и специалисты управления транспорта администрации Владивостока, и представители компаний-перевозчиков, последние еще раз озвучили все эти аргументы в пользу повышения тарифа. При этом большинство коммерческих перевозчиков по-прежнему старательно игнорируют введенную в этом году платежную систему «Дельфин», задача которой не только упростить механизм расчета пассажиров, переведя его в безналичный, но и сделать более прозрачными финансовые потоки транспортных компаний, проследить которые весьма затруднительно, поскольку, и это не секрет, коммерческие компании, работающие на рынке пассажирских перевозок, не отказываются от двойной бухгалтерии. Поэтому весьма сложно проверить, насколько представленные ими расчеты обоснованны. На этом же совещании Игорь Пушкарев посоветовал транспортникам: «Хотите возить людей по семнадцать рублей? Тогда отправляйтесь работать в край». Однако коммерческие перевозчики доминируют на рынке и, имея численный перевес, жестко продавливают повышение стоимости перевозок. Да, в последнее время город активно закупает машины, стимулируя таким образом и частников к обновлению автопарка. Но пока доля муниципального транспорта в общем автобусном парке города составляет всего 11 процентов. Полностью муниципальные автобусы обслуживают два маршрута: 98Д и 98Ц. Кроме того, машины муниципалитета стоят на маршрутах 17, 23, 64, 82. В случае необходимости выставляются городские желтые «МАНы» и на другие маршруты. В будущем году закупка автобусов продолжится: планирует приобрести 200 автобусов малой вместительности марки «Фольксваген», которые будут обслуживать маршруты, труднопроходимые для больших автобусов, либо те, на которые вместительные машины ставить нерентабельно. И вполне возможно, тогда ситуацию с городскими перевозками удастся переломить: автобусы начнут ходить так, как удобно горожанам, а не так, как считают нужным транспортные компании вообще и их водители в частности. Не секрет, что после 21 часа коммерческих автобусов на городских маршрутах, как говорится, с огнем не сыскать. А вот муниципальные отрабатывают график движения полностью. Пока мэрия пытается отстоять стоимость проезда в пятнадцать рублей, и глава города на том же упомянутом совещании рекомендовал руководителям компаний оставить тарифы прежними. Однако документ департамента по тарифам администрации края позволяет поднять цену до 17 рублей, и вряд ли какой-то коммерсант откажется от такой возможности. Поэтому, судя по всему, большая часть перевозчиков Владивостока, обновивших свой парк, все-таки поднимет с 1 января цену на свои услуги.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО