Нарисуем. А как жить?
Замечательные проекты новостроек зачастую не учитывают существующую застройку краевого центра
Архитекторы посчитали современные разработки жилых комплексов игрой ума, которая не имеет ничего общего с градостроительными нормами города. Дело не в самих проектах – озабоченность маститых зодчих вызывают их отрешенность от нужд потенциальных обитателей новостройки и игнорирование интересов уже давно «прописанных» здесь соседей.В минувший вторник в мэрии под руководством главы Владивостока Игоря Пушкарева прошло очередное заседание Градостроительного совета, где были рассмотрены проекты многоэтажных домов в районе Второй Речки и на полуострове Шкота, а также торгово-сервисного комплекса на Седанке. Первый проект – жилой комплекс – запланирован на пересечении пр. 100 лет Владивостоку, в районе дома № 76–78, и правобережной части Бородинской. Заказчиком строительства выступило ООО «ДВ Промстройпроект». В 20этажной высотке разместятся обитатели 134 квартир. Предполагается, что жилье будет эконом-класса: по 8 квартир на этаже, из них 6 – однокомнатные, 2 – двухкомнатные. Такой расклад как нельзя лучше подходит для молодых семей. Заказчик собирается обеспечить дом и необходимой инфраструктурой: здесь появятся спортивная площадка, территория, рассчитанная для отдыха взрослых и детей, парковки – подземная на 52 машиноместа и надземная – на 14 мест. Оформление здания отличается многообразием линий, придающих ему праздничный вид. На малом большого не построишь Однако именно столь сложная форма архитектуры и вызвала сомнения у экспертов. По мнению некоторых участников заседания, дом будет выглядеть, скорее, как пансионат с очень развитой верхней частью – пентхаусами, которые предполагают наличие соляриев, ресторанов. А на нижних этажах – бюджетные одно и двухкомнатные квартиры. Подобное сочетание нереально. – Криволинейные фасады позволяют заказчикам и архитекторам реализовать самые смелые фантазии, но возникает вопрос: нужно ли это, если проект планируется как социальный, тем более что сложная архитектура повлечет дорогостоящую реализацию? – говорит референт проекта Олег Молодцов. – Возникают вопросы и к климат-контролю здания, к возможностям остекления. Если вы не продумаете этот момент, мы столкнемся с хаотичным вывешиванием наружных кондиционеров, а остекление предлагаемым авторами способом априори будет недешевым. Следует в первую очередь уделять внимание функциональному и практическому началу. Отметили все присутствующие и традиционную проблему новостроек – катастрофически малое количество планируемых парковочных мест. Даже на квартиру по одному месту не получится выделить, не говоря уже о гостевых парковках. Помимо этого, в рассматриваемом месте в будущем планируется обустроить выезд с улицы Гамарника.Так что пока не будет проработан проект, включающий пешеходные, транспортные потоки, эту территорию, которая останется единственным резервом для создания более-менее сносной предмостной развязки с Гамарника на Бородинскую, застраивать очень рискованно. Тем более что, как заметил глава Владивостока, проектанты жилого комплекса вышли за границы выделенного под строительство участка. – Здесь территории достаточно много, но не для этого дома, – подчеркнул Игорь Пушкарев. – Если мы дадим разрешение строить здание на таком малом количестве квадратов, то нас будут спрашивать: почему одним можно так строить, а другим нельзя? Считаю, что этот проект нужно доработать с учетом предполагающихся развязок.Провокациям не место на ЭгершельдеСледующий план здания эксперты признали скорее студенческой пробой, чем реальным проектом. Заказчиком необычного жилого комплекса с подземной автостоянкой по ул. Станюковича, 48 выступило ООО «Каскадстрой», подрядной организацией – ООО «Аргус-Арт». Многоэтажку предполагается разместить на пересечении улиц Станюковича и Лейтенанта Шмидта, рядом со школой и детским садом. Площадь застройки 1500 квадратных метров. Если предыдущий проект был социально ориентирован, то это здание элитного характера, по 3-4 помещения на этаже. Всего – 80 квартир.С точки зрения конструкции проект сомнений у маститых зодчих не вызвал – здание выполнено «на одном дыхании». С другой стороны, специалисты задались вопросом, как впишется высотка в существующую застройку – небольшие кирпичные дома. Как будет смотреться рядом с ними столь авангардное здание – непонятно. Рискованность стройки в том, что участок предполагаемой застройки имеет очень сложный рельеф: угол наклона 45 градусов, перепад – целых 20 метров. И снова архитекторы отметили отсутствие транспортной схемы. Во-первых, подъезжать к дому с одной стороны, а выезжать с другой, как предполагают авторы проекта, для жильцов неудобно. Во-вторых, автомобили новоселов увеличат транспортный поток, а значит, и количество дорожных пробок на полуострове Шкота. А городские власти хотели бы видеть здесь транзитную магистраль. Правда, для строительства скоростной трассы придется выкупить береговую территорию яхт-клуба «Семь футов», на что владельцы этой земли, по предварительным данным, согласны. Жарким спорам сторонников и противников проекта подвел итог мэр Владивостока. – Администрация города делает все, чтобы строилось как можно больше жилья, и старается не создавать заказчикам трудностей. Часть проблем муниципальные власти готовы взять на себя, но этот дом – это уже слишком, – резюмирует Игорь Пушкарев. – Во-первых, здание располагается на красных линиях, оно слишком велико для данной территории. Вовторых, где детские площадки, где места для отдыха взрослых? На зеленые насаждения места вообще не остается. Есть земли на Патрокле, на Русском, в районе Зеленого Угла и бухты Шамора – там и нужно строить. Транспортная схема вообще не проработана, этим зданием мы запрем ул. Лейтенанта Шмидта, и будут люди стоять по три часа в пробках возле своего дома. Красиво, конечно, но именно в данном месте жилой комплекс строить нельзя.На гостевой маршрут – с изящным видом Следующая презентация была посвящена созданию торгово-сервисного комплекса в районе ул. Маковского, 35а, вдоль въездной магистрали во Владивосток, а именно на подъеме в районе Седанки.На участке площадью 500 квадратных метров предполагается построить парковку на 10 мест и обустроить зону рекреации. Проект подвергся резкой критики со стороны экспертного совета: транспортная схема оказалась крайне непродуманной. Планируемый подъезд к торгово-сервисному комплексу неминуемо пересечет транспортную развязку торгово-развлекательного центра, строительство которого намечено здесь же. Также нарекания вызвал и внешний вид предполагаемого здания, который, по мнению архитекторов, можно было бы сделать с большей изящностью. По заключению заседания эксперты рекомендовали заказчикам доработать проекты.
Автор:
Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»