Дорогие наши «Спокушки»

О визитах ведущих легендарной детской передачи – дяди Володи и дяди Юры во Владивосток

12 дек. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3255 от 12 дек. 2012
e24508d70a1a68b6237ed020f9c1e536.jpg

9 декабря отмечался Всемирный день детского телевидения и радиовещания. Для большинства наших читателей понятие «детское телевидение» наверняка ассоциируется с легендарной телепередачей «Спокойной ночи, малыши!», которой через год исполнится, страшно подумать, аж 50 лет. После нее «по возрасту» идет не менее знаменитая «АБВГДейка», появившаяся на свет в 1975 году. Детскую развлекательно-познавательную телепередачу, рожденную в эпоху застоя, наши острословы переименовали почему-то в «КГБейку», хотя никакой политической нагрузки она не несла. Это был «всесоюзный педагог дошкольного воспитания».Зарубки в памяти По большому счету, нынешние 35-40-летние россияне изучали азбуку и арифметику с помощью размалеванных и бесшабашных клоунов: Сени (Семен Фарада), Сани (Александр Филиппенко), Владимира Ивановича (ныне покойный Владимир Точилин) и Тани (Татьяна Непомнящая). Потом были импортные «Телепузики», но о них воспоминания уже нечеткие. Эти «толстопузики» на российском ТВ не прижились. Наши юные соотечественники, ходившие под стол пешком в начале XXI века, запомнят анекдотичных «Смешариков» и космического «Лунтика». Из детских радиопередач в памяти всплывает серьезный и познавательный «Клуб знаменитых капитанов», а также веселая и умная «Радионяня», растиражированная на грампластинках-миньонах и на кассетах. Позже – на компакт-дисках. Но к тому времени передачу уже закрыли. В конце 60-х и в первой половине 70-х годов прошлого столетия был еще цикл радиоспектаклей КОАПП («Комитет по охране авторских прав природы»). Но эту заумь, ориентированную на ботаников младшего школьного возраста, сегодня вряд ли кто вспомнит. Хотя по мотивам КОАПП в 1984-1990-х годах был снят 18-серийный кукольный мультик. Чуть не забыл об оптимистичной «Пионерской зорьке», которую слушали миллионы школьников Советского Союза, собираясь по утрам в школу. У автора этих строк была любимая радиопередача «С добрым утром!». Она выходила в эфир по воскресеньям в 10 часов, когда можно было поваляться в постели, накрывшись одеялом, и помечтать, слушая, как на кухне гремит посудой мама, готовившая завтрак. Точнее, уже обед. Все мы родом из детства. И у каждого из нас свои зарубки в памяти... Чужой дедушка дядя Володя Много лет спустя судьба преподнесла мне подарок, познакомив с персонажами «Спокойной ночи, малыши!», которых я очень хорошо знал, хотя видел только на ТВ-экране. С заслуженным артистом РФ Владимиром Ухиным, дядей Володей, и его преемником, заслуженным артистом России Юрием Григорьевым, дядей Юрой… 27 сентября 2009 года дядя Володя в последний раз прилетел на гастроли во Владивосток в составе концертной группы из двух человек. С ним был высокий лощеный блондин с редкими зализанными волосами, с круглым, как блин, лицом и женскими манерами. Встреча с героями «Спокушек» проходила в большом зале Приморской краевой филармонии. Надо ли говорить, что был аншлаг. Все желали посмотреть на «живых Хрюшу, Степашку и Филю», как было обещано рекламой. Владимир Ухин появился перед детворой всего один раз. Взрослые встретили человека-легенду овациями, малышня их поддержала, но 79-летнего дядю Володю не признала. Это был герой не их времени. Владимир Иванович рассказал несколько забавных детских историй из эпохи развитого социализма, когда еще существовали пионеры и комсомол. Говорил он тихо и не очень понятно. Взгляд его блуждал по рядам, как бы пересчитывая зрителей, и казалось, что он не понимал, где находится. Провожали его тоже овациями, но детвора к концу его спича заскучала. Седой (и чужой) дедушка современной ребятне был неинтересен. И шуток его они не поняли. После концерта я успел переговорить с Владимиром Ивановичем в гримерной. Было видно, что он устал и ему было не до меня. Но интервью с артистом мне было обещано организаторами концерта. Высокий блондин с женскими повадками предупредил, что «дядя Володя недавно перенес инсульт, ему трудно говорить». – Зачем же он тогда прилетел в такую даль? – поинтересовался я. – А как еще ему заработать на лечение? Медицина у нас небесплатная, – вопросом на вопрос ответил молодой партнер дяди Володи. И вышел из комнаты. Я не стал мучить Владимира Ивановича долгим разговором, и так все было понятно. Поблагодарил его за выступление, за то, что он был частью моего детства. Пожелал ему здоровья и попросил сфотографироваться с моим сыном. – Да запросто! – сказал дядя Володя и усадил к себе на колени «наследника всех моих сберкниг». Сверкнула вспышка, и рандеву закончилось. Прощаясь, я выразил надежду, что мы еще когда-нибудь увидимся при более благоприятных обстоятельствах. – Конечно, конечно, – улыбнулся артист... А через три года дяди Володи не стало. Он ушел из жизни 12 апреля 2012 года, ровно за месяц до своего 82-го дня рождения. Родного ничего не осталось Заслуженный артист России, артист Российского академического молодежного театра (РАМТ) Юрий Григорьев частый гость в Приморье. В июне 2005 года он выступал не только во Владивостоке, но и в Уссурийске и Лесозаводске. Гастролями он был доволен. Из казачьей столицы Приморья дядя Юра вывез не только хорошие впечатления от встречи с публикой, но и подарок друзей – портативный телевизор, совмещенный с DVD-плеером. – В Москве такой аппарат стоит не менее семи тысяч рублей, – улыбался артист. Дорогую игрушку он собирался установить в персональном «Фольксвагене». Посмотреть на знаменитого ведущего приходили целыми семьями: бабушки и дедушки, их дети и внуки. Действительно, когда еще подвалит счастье пообщаться с живой легендой отечественного ТВ. – Надо сказать, что зрители сейчас стали спокойнее и уравновешеннее, – рассказывал дядя Юра. – Я помню, какими нервными они были лет пять назад, когда в стране и в вашем городе было непонятно что. То электричество отключат, то очередной ураган, то воды нет – ни умыться, ни в туалет сходить. Люди существовали, что называется, на последнем нерве. Это очень чувствовалось. Дети тоже были эмоционально нервными. Они ведь заражаются от взрослых. Сейчас ребенок на концерте ведет себя так, как и должен вести. Если на сцене радость, он радуется, если что-то печальное, он расстраивается, огорчается или задумывается. У него естественные детские реакции. И это замечательно! – Вы не почувствовали во время выступлений, что ваши Хрюша и Степашка для нынешних детей это герои из прошлого? Сегодня им на смену пришли американизмы: Человек-паук, Бэтмен, персонажи диснеевских мультфильмов. – Но «Спокушки» пока держатся. Их еще смотрят. Хотя, конечно, не так, как раньше, когда они были светом в окошке. – Когда-то это была детская культовая передача. – Да, да. Сейчас, действительно, к сожалению, это не так. И во многом благодаря нашим взрослым дядям на телевидении, которые заполонили экран западным примитивом. Когда-то у нас показывали покемонов или телепузиков. А вы знаете, откуда они взялись? – Из Франции. – Да, но во Франции телепузики своим совершенно бессмысленным сюжетом предваряли замечательную научно-популярную получасовую программу для детей! Научно-популярная программа дорогая, а мы взяли только дешевую заставку, и давай ее гонять. Замечательно! Представьте себе, что на Западе, в той же Франции, показ этих телепузиков был вскоре запрещен! После чего мы себе их и купили. Там детские психологи и социологи пришли к выводу, что эта маленькая заставка оболванивает детское сознание, что телепузики вредны для неустоявшейся детской психики. На Западе своих детей берегут. А у нас нашего родного на телеэкране почти не осталось, – сожалел дядя Юра. Некогда болеть – Сегодня благодаря DVD можно увидеть практически любую телепередачу, даже ту, что давно снята с эфира. Например, «Кабачок «13 стульев». Почему бы вам не выпустить на дисках «Спокойной ночи, малыши!»? У этого проекта наверняка был бы успех. – Я предлагал это сделать давным- давно! У нас за 42 года существования передачи накопился огромный архив. Но почему-то мои предложения так и остались предложениями. Объяснить это невозможно. – Вас узнают на улице? – Конечно! Обычно люди улыбаются. Мне особенно легко общаться с представителями ГАИ. Когда меня тормозят молодые гаишники, они ко мне присматриваются, мол, знакомое лицо. Они же выросли на моих «Спокушках». Кто-то узнает, кто-то нет. Если я знаю, что нарушил правила, то я им сразу говорю: «Товарищ начальник, меня нельзя сейчас наказывать! Что я после этого Хрюше скажу? И Степашка тоже расстроится». У них лицо тут же расплывается: «А-а-а, это вы? Ну вы уж поаккуратней на дороге». А я езжу очень быстро. На Западе такая езда называется «нервной», когда на большой скорости резко перестраиваешься из одного ряда в другой. Мне всегда не хватает времени. У меня много работы, телевидение, театр, гастроли и записи аудиокниг. Но последнее время я стал ездить на метро и много читать. – Когда же вы отдыхаете? И как следите за своим здоровьем? – Отдыхаю летом. А за здоровьем вообще не слежу. Не получается. Я все время в тонусе, и организм не успевает подумать, можно ли ему заболеть. Какое там болеть! Работать надо. У меня нет времени болеть. Работа доставляет мне огромную радость. – Вам дарят подарки дети? – У меня дома целая папка рисунков. Жизнь продолжается.