Primorsky театр оперы и балета
Каким его видит художественный руководитель Антон Лубченко
Театр оперы и балета во Владивостоке – тема сегодня не просто актуальная, а одна из самых острых. Приближающееся к завершению строительство здания театра вызывает вопросы о том, что же будет, собственно говоря, внутри этой резонансной новостройки. Чего ждать зрителям, слушателям, на что надеяться?И вот наконец появился человек, которому эти вопросы можно задать… В должности художественного руководителя и главного дирижера государственного Приморского театра оперы и балета (по рекомендации министерства культуры) утвержден российский дирижер и композитор из Санкт-Петербурга Антон Лубченко. Сразу после принятия и регистрации устава театра состоится официальное назначение. – Антон, вопросов к вам возникает немало, особенно у тех, кто немного в курсе дела. Скажите, какие у вас планы по развитию театра, а главное – намерены ли вы привезти с собой в Приморье солистов, музыкантов, актеров, ведь своих кадров нам не хватит… – Да, действительно, многих придется приглашать во Владивосток из других городов России. Некоторые ключевые позиции уже удалось проработать и закрепить. Генеральным директором Приморского театра оперы и балета станет заслуженный артист России, премьер-солист балета Большого театра в прошлом, а ныне квалифицированный управленец, блестяще окончивший юридический факультет МГУ, Владимир Непорожний. Этого человека я знаю давно, он имеет большой опыт по организации гастрольной деятельности Большого театра. На должность генерального продюсера я пригласил человека, о котором можно без преувеличения сказать: зубр театральной Москвы. Это Владимир Тимошенков, он возглавляет управление маркетинга и рекламы Большого театра. В его «портфеле» такое гигантское достижение, как открытие главной сцены Большого после реставрации, работа в Министерстве культуры СССР, во МХАТе еще при Олеге Ефремове, руководство Госконцертом. Достаточно сказать, что он занимался организацией исторических уникальных гастролей в СССР величайшего пианиста Владимира Горовца в 1986 году. Владимир Аркадьевич будет помогать нам решать многие вопросы по организации гастролей, юридические, а также, если можно так выразиться, прикрывать наши тылы в Москве. Мы планируем выйти на подписание соглашения о сотрудничестве между нашим театром и Большим. Также Большой театр будет нам помогать в вопросах нотного материала, закупки музыкальных инструментов. Кандидатуры Владимира Непорожнего и Владимира Тимошенкова одобрены губернатором Приморья Владимиром Миклушевским, который лично с ними встречался. – Продюсер, директор – это все хорошо и важно. Но кто будет петь? Танцевать? – Вот как раз об этом и речь! Не секрет, что именно с балетом у нас будут связаны основные кадровые проблемы. Необходимо набрать хотя бы 60 человек в балетную труппу, и все это с нуля. Уже сегодня дал согласие руководить балетом народный артист Республики Татарстан солист Будапештского балета Айдар Ахметов. И, несмотря на то что контракт с ним – как, замечу, и со мной – еще не подписан, он уже начал работу по набору балетной труппы, получил согласие от 15 человек, готовых ехать во Владивосток. Давние творческие отношения связывают меня опять-таки с человеком-легендой в балетном мире – Еленой Чернышевой. Она представитель старой балетной школы, великой петербургской традиции, окончила Академию балета им. А.Вагановой, училась на одном курсе с Рудольфом Нуриевым. В 18 лет стала ассистентом Л. Якобсона в Мариинском театре, работала в США с легендарным Барышниковым – более 15 лет! В НьюЙорке она была дружна с Дж. Баланчиным, Лайзой Миннелли, Иосифом Бродским, который посвятил ей не одно стихотворение. В 90е годы Чернышева возглавила балет Венской оперы. В 2007 году она вернулась в Россию и стала главным балетным консультантом в Мариинском театре. Елена Чернышева приедет во Владивосток уже весной 2013 года и начнет работу по подготовке балетных кадров, а главное – по созданию первого нашего балетного спектакля «Лебединое озеро». Елена Филипповна дала согласие приехать на несколько месяцев, но я имею серьезные основания считать, что ей понравится во Владивостоке и она согласится помогать нам и дальше. Кстати, молодая балерина Евгения Образцова, с которой Елена Филипповна много работала, считается, пожалуй, самой неподражаемой из сегодняшних русских балерин. Начав карьеру в Мариинском, сегодня она прима-балерина Большого театра. Думаю, зритель Владивостока сможет насладиться ее искусством и на сцене нашего театра. – Это было бы замечательно! Но кроме балета есть еще оркестр, есть опера… – Что касается оркестра – здесь ситуация попроще, поскольку в городе есть два симфонических коллектива, вполне приличных, из которых можно создать один отличный. Я имею в виду, конечно, Тихоокеанский симфонический оркестр и симфонический оркестр академии искусств. Это будет основа нашего будущего симфонического оркестра Приморского театра. Лишь в небольших количествах я приглашу в оркестр артистов из столичных городов, для того чтобы они проводили групповые репетиции и делились с нашими музыкантами современными тенденциями и техниками исполнительского искусства. Несколько музыкантов из оркестра Мариинского театра уже дали свое согласие на переезд во Владивосток. Все это люди, с которыми я уже не один год работаю и играю в Петербурге, Москве, за рубежом. Я полностью уверен в них. Но приоритетом нашей кадровой политики, безусловно, будут жители Приморского края, потому что театр в первую очередь строился для них. Я хотел бы, чтобы приморцы, в том числе и работники культуры края, воспринимали Приморский театр как большой корабль искусства, где каждому, кто умеет и готов работать, найдется место. Я гарантирую, что ни один из музыкантов Тихоокеанского симфонического не потеряет работу после того, как оркестр практически перестанет существовать, влившись в новую структуру театра. – Да, судьба Тихоокеанского симфонического в этом смысле очень интересна. Но об этом, конечно, отдельный разговор… Вы считаете, что Приморский театр оперы и балета должен идти по пути классического театра, без уклонов в современные прочтения? – Как я уже говорил, прежде всего мы будем нарабатывать классический репертуар. Здесь мне придется слегка наступить себе на горло – я очень люблю современные постановки, оперу ХХ века, театральные сочинения Берга, Шостаковича, Бриттена, Шнитке, Стравинского. Но все эти вкусные вещи может себе позволить делать только тот театр, в котором уже идет весь классический золотой репертуар. Поэтому прежде всего я займусь фундаментом – постановкой бессмертных шедевров Чайковского, Бизе, Рахманинова, Пуччини, Верди. В этом нам дал согласие помогать замечательный российский оперный режиссер Алексей Степанюк, создавший большую часть оперных спектаклей в Мариинском театре, получивший не одну «Золотую маску». С ним, кстати, я поставлю в 2014 году в баварском городе Регенсбурге свою оперу «Доктор Живаго», премьера которой ожидается в рамках биеннале современного искусства в Мюнхене. Не так давно – уже как представитель культуры Приморского края – я был на Петербургском международном культурном форуме в Михайловском театре. Там я встретился, в частности, с известным российским хореографом Борисом Эйфманом. Была достигнута предварительная договоренность о проведении гастролей его балетной труппы на сцене Приморского театра в сезоне20132014. – Насколько я знаю, вы уже предложили несколько необычных, удивляющих новизной проектов для театра и культурной жизни Приморского края? – Да. К примеру, создание собственной звукозаписывающей студии и лейбла «Primorsky» для записи и выпуска альбомов как своих коллективов, так и артистов, желающих сотрудничать. Подчеркну, что после Мариинского театра Приморский оперный театр будет первым, и пока единственным в России, имеющим свой лейбл. Нашими потенциальными клиентами станут, по нашим расчетам, весь Дальневосточный округ, Восточная Сибирь, а также Япония, Китай, Южная Корея. Идея создания лейбла «Primorsky» была поддержана властями Приморья.
Автор:
Лидия ИВАНОВА, «Владивосток»