Константин ВОЙЦЕШЕВСКИЙ: Год оказался самым трудным
Глава администрации Пожарского района Константин Войцешевский не первый год возглавляет местную власть. И тем не менее он не смог припомнить другого такого сложного года из всей своей практики.
Глава администрации Пожарского района Константин Войцешевский не первый год возглавляет местную власть. И тем не менее он не смог припомнить другого такого сложного года из всей своей практики.
- Как модно стало говорить, есть две новости: хорошая и плохая. Начнем с плохой: в прошлом году впервые за все время мы не смогли собрать все запланированные налоги, и бюджет по доходам был исполнен всего на 82 процента. Эта уж новость - хуже некуда: бюджет недополучил 11 миллиардов рублей.
А все дело в том, что нам плановые объемы сбора налогов значительно завысили. Вот динамика роста за последние 3 года: 1995 год - запланировано около 22 миллиардов рублей собственных доходов, 1996-й - 31, а на 1997-й - 61 миллиард. Рост почти в 2 раза.
В последние годы резко возросла расходная часть районного бюджета: из-за нестабильной экономики края, хронической недостаточности средств для содержания бюджетных учреждений все проблемы стали интенсивно перекладывать на местные территории. Нами, например, в последние годы были приняты от горняков и энергетиков в муниципальную собственность почти 300 тысяч квадратных метров жилья, из краевого бюджета в районный были переданы расходы по покрытию убытков автотранспортных предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, мы приняли в муниципальную собственность пожарную охрану. И это еще далеко не все. Всего же расходная часть районного бюджета в 1997 году выросла с 76 до 120 миллиардов рублей. Конечно, району была запланирована на покрытие создавшегося дефицита дотация из краевого бюджета - 27 миллиардов, но и из этого мизера мы получили фактически всего 14,2 миллиарда. Итог: мы вступили в новый год с долгом в 40 миллиардов рублей - это более 60 процентов всех произведенных в прошлом году бюджетных расходов. Такая ноша, естественно, не под силу отдельно взятой территории, каковой является район.
- Причины всего этого, конечно же, хорошо известны, но...
- Край ведь тоже можно понять: экономика еле дышит, денег нет, поэтому все проблемы и перекладываются на территории районов - так сказать, поближе к налогоплательщикам. Но ведь они и сами месяцами и годами сидят без зарплаты - какие с них налоги? Потом, как известно, ситуация стала резко усугубляться с принятием законов о ветеранах, о гарантиях и компенсациях гражданам, имеющим детей, о социальном статусе учителя и других подобных, которые оказались совершенно не подкреплены финансами. В результате органы местного самоуправления были выставлены саботажниками по исполнению этих законов. Но ведь ни одна территория края не смогла их выполнить.
И бюджет края формируется нереальный, заведомо невыполнимый, он не стимулирует территории зарабатывать собственные средства. Я уже говорил, что мы прежде постоянно выполняли план по доходам. В 1996 году процент взаимозачетов доходил по району до 75 от всех расходов. Практически все питание в больницах, детских садах, школах, коммунальные услуги, пособия детям, а также часть зарплаты бюджетников покрывались посредством взаимозачетов с предприятиями. Сохранилась эта практика и в 1997 году. Задолженность по зарплате в нашем районе была гораздо меньшей, чем в среднем по краю. В результате при выравнивании ситуации по зарплате в целом по краю нашему району выделили дотаций меньше, чем другим, нарушив тем самым закон Приморского края “О краевом бюджете на 1997 г.”. Район недополучил таким образом 12,8 миллиарда рублей дотаций из краевого бюджета. Конечно, и их бы не хватило для полного покрытия бюджетного дефицита, но все-таки какая-то часть больных вопросов была бы снята. А их много, как и в каждом районе: и зарплата, и медикаменты, и пособия, и топливо, и коммунальные услуги. Да еще из краевых управлений постоянно идут просьбы решить ту или иную проблему за счет местного бюджета, хотя все прекрасно знают, в каком финансовом положении находятся районы. Но у них, видно, положение еще хуже. Идут такие письма из краевых управлений социальной защиты и статистики, комитета по земельным ресурсам и землеустройству, крайзагса и других. Совершенно не финансируются суд и прокуратура, например...
- Теперь - о хорошем. Ведь наверняка не все так плохо, Константин Григорьевич?
- Ясное дело - иначе было бы просто стыдно людям в глаза смотреть. Я уже говорил: муниципальный жилой фонд увеличился сразу в 2,8 раза за счет бывшего жилья шахтеров и энергетиков. Только переход на договорные отношения с ЗАО “ЛуТЭК” по жилищно-коммунальному обслуживанию и совместному финансированию позволил избежать снижения качества предоставляемых услуг населению.
В дальнейшем необходимо совершенствовать эти договоры, определить конкретные критерии качества предоставляемых услуг и ответственность сторон. Средств на содержание сферы жилищно-коммунального хозяйства в местном бюджете, к сожалению, не хватает. Вопреки постановлению губернатора № 420 от 6.10.97 г. не разработан комплекс мер по защищенности статей расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства в бюджете всех уровней и обеспечению финансирования стоимости предоставленных жилищно-коммунальных услуг не ниже установленных стандартов и т. д. За 1997 год долг администрации за жилищно-коммунальные услуги составил 19 миллиардов рублей. Главной задачей было уложиться в тот минимум, который позволил бы безаварийно функционировать жилищному фонду, отказаться от услуг подрядных организаций по ремонту котельных, плоских кровель. Это удалось сделать, создав передвижную бригаду, с помощью которой были реконструированы 3 котельные.
Главным направлением реформирования жилищно-коммунального хозяйства является снижение затрат на содержание и ремонт жилищного фонда. Регулирование тарифов осуществляется районной энергетической комиссией, положение о работе которой утверждено на районном совете. За счет совершенствования технологических процессов, снижения затрат на материалы, экономии топлива удалось в 1997 году остановить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не допустить значительного роста по сравнению с 1996 годом, несмотря на монополизм предприятий - поставщиков воды и тепла (в Лучегорске). За счет снижения тарифов на жилищно-коммунальные услуги экономия составила около 400 миллионов рублей. Существенная возможность снижения затрат - перевод котельных на местный уголь.
Не допустили большого роста квартирной платы: доля платежей населения составляет 28 процентов. За счет всевозможных форм зачетов, налоговых льгот в прошлом году выполнены ремонтные работы на ряде важных социальных объектов. В последнее время улучшился процесс сбора квартплаты, однако и здесь еще многое предстоит сделать. Сдерживает решение этой задачи отсутствие нормативно-законодательной основы закона о жилищно-коммунальном хозяйстве и Жилищного кодекса Российской Федерации. И все же за счет жесткого контроля и снижения объемов выполненных работ удалось сэкономить в местном бюджете в прошлом году 550 миллионов рублей.
- Какие главные направления работы администрации района в социальном плане?
- Здесь они все главные - и медицина, и образование, и молодежь. Но все же главней всего - дети и старики, инвалиды, малоимущие и многодетные семьи. Несмотря на частые перерасчеты, пенсии выплачиваем своевременно, без задержек. На пособия детям в прошлом году затрачено около 3 миллиардов рублей. Расходы эти сложились от выдачи талонов на продукты питания и товары народного потребления в отделе социальной защиты населения, а также от проведения зачетов с предприятиями, самостоятельно организующими выдачу продуктов питания своим работникам на детские пособия. Для остро нуждающихся категорий работников Приморская ГРЭС выделила талонов на 400 миллионов рублей, угольный разрез - на 54 миллиона рублей. Все эти талоны выдавались только через отдел соцзащиты. Обязательно выплачиваем пособие на рождение ребенка - в прошлом году по этой графе израсходовали 115 миллионов рублей. При отделе социальной защиты созданы 2 отделения социальной помощи на дому: 22 социальных работника обслуживают 106 одиноких пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе. Так, на адресную помощь для выезда на лечение и приобретение лекарств израсходовано более 13 миллионов рублей, на приобретение нуждающимся продуктов питания, одежды, обуви и других предметов первой необходимости - еще почти 10 миллионов. Бесплатные путевки в санатории для 25 пенсионеров, бесплатный проезд на дачные участки почти 500 неработающим ветеранам труда и инвалидам, бесплатный уголь 266 малообеспеченным пенсионерам и многодетным семьям - вот только неполный перечень направлений адресной социальной помощи. Уже в январе этого года поставили 166 сельским семьям с местного разреза бесплатно уголь на 49 тысяч новых рублей. 43 ребенка из малообеспеченных семей отдохнули в детских оздоровительных центрах. И этот перечень можно продолжить еще. Только новогодних подарков для детей из малоимущих семей сделано на 16 миллионов рублей, содержим приют для престарелых в селе Красный Яр и для детей - в поселке Светлогорье. Хорошо здесь помогают, конечно, коммерческие предприятия, просто жители района - и вещами, и продуктами. Это уж наша российская традиция - помогать обездоленным в трудное время, даже если и самим нелегко.
И культурная жизнь в прошлом году заметно оживилась: танцевальные, хоровые, театральные, вокальные самодеятельные коллективы, несмотря на все сегодняшние тяготы бытия, действуют и в Лучегорске, и в Светлогорье, и в селах района, проводятся хореографические и песенные фестивали краевого масштаба в местном дворце культуры “Энергетик”. Так что тут мы многим в крае не уступим...
- Все это прекрасно, конечно, но ведь основа всему этому - экономика. Есть ли в этом плане позитивные перемены?
- Некоторое оживление наметилось, хотя по-прежнему сложно. Несколько зашевелились строители: за счет всех средств финансирования смогли построить 6,4 тысячи квадратных метров жилья - в 3 раза больше, чем в 1996 году. Заметно сдвинулись работы на ремонте дорог района. Решен ряд больных вопросов по развитию малого предпринимательства. И опять же все упирается в деньги. По этой причине до сих пор не можем достроить здание средней школы в 3-м микрорайоне Лучегорска. Оказалась совсем брошенной дорога от моста через Бикин до таежных сел Красный Яр, Соболиное, ранее бывшая технологической дорогой леспромхоза. Надо реконструировать и расширять очистные сооружения и канализацию в Лучегорске, беспокоят и проблемы с питьевой водой.
Хорошо то, что наши промышленные гиганты не сдают позиции и даже наращивают темпы производства. В сложной финансовой ситуации не останавливается производство в Лермонтовской горнорудной компании. В прошлом году здесь добыли 81 тысячу тонн руды и выработали для реализации по договорам 2406 тонн вольфрамового концентрата. Мощная конкуренция на товарном рынке района позволяет удерживать сложившийся уровень потребительских цен. Кстати, наш рынок максимально насыщен хлебобулочными изделиями, различными товарами в широком ассортименте, разнообразными платными услугами - здесь практически проблем нет.
По-прежнему с наращиванием объемов работают Приморская ГРЭС, повысившая выработку электроэнергии по сравнению с 1996 годом на 17 процентов, и разрезоуправление “Лучегорскуголь” - рост добычи угля составил почти 5 процентов.
Главное событие года для нас - это, конечно, создание ЗАО “ЛуТЭК” на базе местных предприятий угледобычи и энергетики. Первый результат: зимой не было на этот раз отключений электроэнергии. “ЛуТЭК” работает стабильно, держит плановую нагрузку и на складах имеет постоянно не менее 180 тысяч тонн запаса угля. Такого уже давно здесь не бывало. Второй момент: это предприятие, наконец-то зарегистрированное на нашей территории, теперь станет платить налоги в районный бюджет, а не в бюджет города Владивостока, как было раньше, оставляя лучегорцам только дым да шлак.
- Каким все же, по вашему мнению, будет год настоящий?
- Будет трудным - это однозначно. Мы снова начали год без бюджета - в Госдуме до сих пор его “утрясают”. В результате мы можем свой, районный бюджет сформировать только к апрелю. А жизнь идет и крепко берет за горло: деньги, деньги, деньги - зарплата, пособия, лекарства, питание и т. д. Кроме того, в бюджет на этот год надо включать еще и долги за прошлый. А это 40 миллиардов “старых” рублей. Много разговоров идет о том, чтобы государственные программы обязательно имели отдельную строку как в федеральном, так и в краевом бюджетах. Я обеими руками за это: люди бы тогда точно знали, кто не платит им пособия, не обеспечивает предусмотренные законодательством льготы...
Автор: Виктор ХОЛЕНКО, "Владивосток"