Грузооборот приморских портов снижается
Суммарный грузооборот восьми крупнейших портов Приморского края в 1997 году составил 21 млн. 736 тысяч тонн, снизившись по сравнению с показателями предыдущего года почти на 3 млн. тонн. 1996 год, когда общий объем грузооборота достиг 24 млн. 596 тысяч тонн, оказался более удачным для большинства восточных ворот страны - грузов было больше, их поставщики действовали активнее.
Суммарный грузооборот восьми крупнейших портов Приморского края в 1997 году составил 21 млн. 736 тысяч тонн, снизившись по сравнению с показателями предыдущего года почти на 3 млн. тонн. 1996 год, когда общий объем грузооборота достиг 24 млн. 596 тысяч тонн, оказался более удачным для большинства восточных ворот страны - грузов было больше, их поставщики действовали активнее.
Если же говорить о каждом предприятии в отдельности, то лишь одному Владивостокскому рыбному порту в 1997 году удалось незначительно увеличить грузооборот, остальные порты, увы, свои позиции сдали. И даже некоторое снижение тарифов на перевозку транзитных грузов по сути не помогло большинству портов сохранить объемы 1996 года.
Познакомиться с основными показателями деятельности приморских портов и сравнить их мы предлагаем ниже.
Находкинский морской торговый порт в 1997 году обработал 4 млн. 957 тысяч тонн грузов, в 1996 году объем грузооборота составил 5 млн. 577,7 тысячи тонн. Снижение грузооборота представители порта объясняют прежде всего падением грузовой базы. В частности, объем перегрузки черных металлов в 1997 году снизился на 14 процентов. В силу ряда причин, в том числе из-за высоких железнодорожных тарифов, экспортерам было выгоднее отправлять металлы через балтийские порты. Однако в июне 1997 года железная дорога несколько снизила тарифы, и это помогло вернуть часть клиентов.
В то же время Находкинский морской торговый порт выполнил план по грузообороту (в 1997 году он составлял 4 млн. тонн), кроме того, по данным администрации, прошедший год АО закончило с прибылью, размер которой подсчитывается.
Грузооборот Владивостокского морского торгового порта по итогам 1997 года составил 3 млн. 288 тысяч тонн. В 1996 году аналогичный показатель деятельности грузооборота составил 4 млн. 79 тысяч тонн.
Снижение грузооборота в прошедшем году объясняется прежде всего недопоставками металла. Большую часть экспортируемого из России металла стали перерабатывать порты Латвии, где установлены льготные тарифы как на железнодорожные перевозки, так и на переработку грузов в порту.
Тем не менее по некоторым видам грузов в 1997 году здесь зафиксирован существенный рост грузооборота. В частности, по итогам минувшего года переработано 53 тыс. тонн целлюлозы (в 1996 году - 15 тыс. тонн). 40,5 тыс. тонн металлического лома (в 1996 году - 15,8 тыс. тонн).
Находкинский морской рыбный порт в 1997 году переработал 555,6 тысячи тонн грузов, в 1996 году - 626 тысяч тонн. По сравнению с предыдущим годом грузооборот предприятия сократился на 11,2 процента.
По данным администрации порта, это произошло в связи с сокращением объема поставляемых грузов - в первую очередь леса и металлов, которые наряду с хлопком и рыбопродукцией сегодня являются профилирующими. Доля рыбопродукции в общем объеме грузооборота в 1996 году составила 23 процента (127,5 тысячи тонн). 1997 год Находкинский морской рыбный порт, по предварительным данным, закончил без прибыли и убытков.
Предприятие при наличии грузов готово увеличить грузооборот - мощности порта это вполне позволяют. На 1998 год заключены договоры с клиентами, однако представители администрации порта сомневаются, будет ли потребность в этих грузах у стран-импортеров.
Находкинский морской нефтеналивной порт в 1997 году перегрузил 3 млн. 983 тыс. тонн нефтепродуктов, в 1996 году объем грузооборота составил 4 млн. 161 тысячу тонн. Таким образом, показатели порта снизились на 4,3 процента.
Основными причинами падения грузооборота явились нестабильная ситуация у наиболее крупных поставщиков нефтепродуктов, а также перераспределение грузов в пользу иностранных фрахтователей.
Восточный порт в 1997 году перегрузил 8 млн. 81,6 тысячи тонн, объем грузооборота в 1996 году составил 8 млн. 474,8 тысячи тонн. Несмотря на снижение грузооборота в 1997 году, по объему переработанных грузов Восточный порт по-прежнему с большим отрывом лидирует среди остальных портов Приморского края.
Основным грузом здесь остается уголь, экспортируемый из Сибири в Японию. Его объемы, как правило, стабильны. В то же время по грузам металлов порт не выполнил план. В целом план по грузообороту составляет 8 млн. 209 тысяч тонн и был недовыполнен на 127 тысяч тонн. Вместе с тем, по данным администрации порта, план по прибыли за 1997 год будет перевыполнен - только за 11 месяцев прошлого года балансовая прибыль АО “Восточный порт” составила 44 млрд. рублей (в неденоминированных рублях).
В 1997 году порт был вынужден снижать тарифы на обработку грузов, чтобы не потерять клиентуру. В результате жесткой конкуренции среди портов в отдельных случаях тарифы вплотную приблизились к себестоимости грузообработки.
Грузооборот Владивостокского морского рыбного порта в 1997 году составил 520,2 тысячи тонн. Объем грузооборота увеличился по сравнению с 1996 годом (тогда его объем достиг 462 тысяч тонн).
По данным администрации порта, доля рыбной продукции составила примерно четверть от всего объема грузооборота. Несмотря на увеличение грузооборота, порт по-прежнему ощущает дефицит грузов металла. В течение прошедшего года предприятие несколько раз меняло тарифы на перегрузку. При этом тарифные ставки менялись как в сторону снижения, так и в сторону увеличения.
Морской порт Зарубино (бывший Хасанский морской коммерческий порт) в 1997 году обработал 73,037 тысячи тонн грузов при плановом задании 290 тысяч тонн. В 1996 году грузооборот порта составил 611,7 тысячи тонн.
В администрации порта считают, что одной из причин падения объемов грузообработки стало невыполнение плана поставок. Тем не менее в 1998 году руководство порта надеется на стабилизацию отношений с поставщиками и рассчитывает увеличить грузооборот до 422 тысяч тонн, а также ликвидировать убытки.
Порт Посьет в 1997 году обработал 279 тысяч тонн грузов, в 1996 году объем грузообработки достиг 606 тысяч тонн. План на 1997 год составляет 760 тысяч тонн.
Значительное падение грузооборота и невыполнение плана в прошедшем году здесь также обусловлены отсутствием грузов и прежде всего - клинкера. На клинкер, поставляемый “Спасскцементом”, порт возлагал большие надежды, однако потенциальные потребители отечественного клинкера отдали предпочтение продукции 2 новых заводов в Юго-Восточной Азии. Кроме того, на грузооборот порта также негативно повлияла ситуация с металлами.
Как видно из результатов 1997 года, местным портам есть к чему стремиться, производственные мощности вполне это позволяют (были бы грузы). Вместе с тем, несмотря на некоторое снижение показателей основного вида деятельности - грузооборота, порты Приморья по-прежнему остаются сегодня наиболее стабильно работающими предприятиями края, которые обеспечивают население рабочими местами, а бюджет - налоговыми поступлениями.
Автор: Вадим БРАТУХИН, специально для "В"