На границе «дэшки» ходят хмуро...

Большие выходные не обошлись в Приморье без скандала. Причем скандала, имеющего унылый привкус регулярности...

9 нояб. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3236 от 9 нояб. 2012
06b076a396c6f8c452bb6c14d641bb03.JPG

На лентах информагентств в субботу появилась скупая заметка, сообщающая о том, что более двухсот туристов одиннадцать часов ожидают возможности проехать в Китай через пункт пропуска Краскино. У них нет воды, еды и надежды на хороший отдых.Скандал почти не виден? А затем Интернет словно взорвался. Туристы, сидящие в автобусах или добравшиеся с большим опозданием до Хуньчуня, с помощью современных технологий принялись выкладывать в Сеть описания своих злоключений. «Все ломанулись в Китай на выходные, – пишет один из туристов-неудачников. – Ясен пень, рейсовые автобусы всех не вместят, вот и приехало в Краскино вместо положенных по нормативам 24 автобусов, включая «дэшки» (дополнительные), больше 50. Народ не понимает, почему одни стоят, а другие едут. Им же, туристам, никто не объяснил в турфирмах разницу между рейсовыми и «дэшками». И когда несколько автобусов одной турфирмы попытались пересечь границу без очереди, это возмутило других туристов. Они заблокировали один из автобусов и избили водителя. Кто-то вызвал полицию из Краскино. Она прибыла быстро. Вот тут и начался самый сенокос. Под это дело пункт пропуска закрыли вовсе – нам сказали, что китайцы не принимают. Руководители принялись звонить китайской стороне – те в недоумении: ждем, где вы? Народ стал возмущаться. С раннего утра – из Владивостока-то мы в 8 утра выехали – почти три сотни туристов остались без припасов в автобусах, а на улице, между прочим, не май. Люди с детьми, представляете? В итоге начали снова пропускать, но часть автобусов просто физически уже не успела пройти границу – и народ вместо Хунь-чуня вернулся домой». Сразу же появились сообщения и с других пунктов пропуска: «14 автобусов категории «дополнительный» приехали в Пограничный с 6 до 8 утра. Турфирмы, естественно, не сообщили таким туристам, что едут они на «дополнительных», а значит, их планида – ждать окно в графике рейсовых. Наблюдали «второсортные» граждане, как мимо них проезжают счастливцы, которым добросовестные турфирмы билеты в рейсовые автобусы купили. Как выяснилось после заката, расписание движения рейсовых автобусов построено так, что дырочек в нем нет. Рейсовые автобусы один за одним заходят. А дополнительные стоят. Поехали 11 дополнительных автобусов домой, в родной Владивосток уже после 21 часа. 13 часов люди сидели в автобусах, по нужде за червонец в харчевню ходили. День народного единства встретили, значит».Подобных сообщений было множество. Люди рассказывали, как собирались длинные выходные провести в приграничном Китае и как вместо этого, промаявшись сутки в автобусе, вернулись домой. Примечательно, что официальных комментариев ни от таможенников, ни от пограничной службы не поступало. Такое чувство, что вообще ничего не произошло…На те же грабли – снова, снова, сноваПоказательно, что подобная ситуация случается не впервые. Практически все «длинные выходные» – в мае, в июне (на День России), в ноябре, не говоря уже о новогодних, как правило, ознаменовываются очередями и скандалами на границе. Желающих весело и бюджетно отдохнуть в приграничном Китае оказывается куда как больше, чем мест в рейсовых автобусах. Турфирмы, для которых каждый клиент – живые денежки, начинают формировать те самые «дэшки». Которые и застревают безнадежно в очередях. Конечно, «дэшки» курсируют между Китаем и Россией и в обычные дни, но, как правило, их не так много и все успевают пройти границу. А в праздники на границе вовсе не радостная обстановка…В чем кроется причина всех бед: в плохо организованной работе тандема «граница-таможня», в жадности турфирм, набирающих клиентов вне всякой меры, в неразумности самих туристов, отправляющихся в такие дни за границу и, как бы там ни было, напрашивающихся на неприятности? Ответ на вопрос, как ни странно, кроется совсем в другом. И нашли этот ответ, что показательно, тоже пользователи Интернета на одном из форумов.«Автобус не лошадь, и поездка за границу – это не за дровами до ближайшего леска съездить. Не может турфирма просто так автобус отправить, без согласования, – пишет один из пользователей. – Трафик автобусов контролирует контора – АСМАП называется. Она и выдает спецразрешения на движение дополнительного автобуса. Уж не знаю, может ли она сама решать, дать или не дать, но информацию о выданных разрешениях имеет полную. Есть еще департамент туризма администрации края. В его функциях – согласовывать возможность группы выехать в Китай. И одной, и другой структуре хорошо известно, сколько граждан пункт пропуска пропустить сможет. Тем не менее руководители этих ведомств спокойно подписывают бумажки и отравляют ничего не подозревающих людей в увлекательное путешествие с полусуточным стоянием на пронизывающем ветру у ворот пункта пропуска. Есть еще несколько контор, которые из года в год по одним и тем же граблям ходят, получая большинство шишек. О таможне и пограничниках речь. Давно заметил: на выезд всегда тормозят движение пограничники, на въезд – таможня. На упреки один ответ – у нас регламент, мы тут все строго по закону… Они-то по регламенту, а люди – на ветру вымерзают».Что можно добавить к этому мнению, пусть и высказанному анонимно в Интернете?.. Есть еще и турфирмы, которые старательно умалчивают, принимая туристов, о «малозначимой» детали: на каком автобусе их клиенты поедут в Китай. Попробуйте, покупая турпутевку в Хуньчунь, потребовать от работника турфирмы внесения в договор слов «выезд рейсовым автобусом», увидите номер, называемый «танец ужа на сковородке». Далеко не все турфирмы края вообще имеют возможность отправлять туристов рейсовыми автобусами, но старательно об этом умалчивают. Работа пунктов пропуска и вообще организация движения туристического потока, в том числе решение вопроса о количестве рейсовых автобусов и прочем, давно требуют серьезного вмешательства. Но пока все делают вид, что ничего не происходит. Никто же не умер, не взяли обозленные туристы штурмом границу, нарвавшись на автоматные очереди… Просто люди «отдохнули» 14 часов в автобусе и уехали домой, заплатив за это разрешение. Длинные выходные в ноябре завершились. Подождем до конца декабря, когда туча «дэшек» ломанется на границу перед Новым годом?КстатиЕдинственным откликом официальных лиц на скандал с туристами можно было бы считать вот это мнение, опубликованное также в Интернете.Некто с ником Фиолетовый пишет: «Работаю на переходе Краскино не первый год. Работаю с грузовым направлением, но за движением пассажиров наблюдаю с интересом и уважением к своим коллегам с пассажирского направления. Я поражаюсь их стойкости и терпению. Задайте себе сами вопрос... А нравится ли мне, когда на праздники вместо отдыха я постоянно должен работать до позднего вечера и еще выслушивать хамство и грубость? А ведь еще нужно контролировать постоянно грузопоток и выявлять контрабандный груз. Между прочим, если через границу проходит больше 24 автобусов, это заслуга таможенников, а не их обязанность. По регламенту на осмотр и оформление туристов, багажа и автобуса должно затрачиваться не менее 20 минут. При 8-часовом рабочем дне это 3 автобуса в 1 час, то есть 24 автобуса в рабочий день. Если есть приказ о переработке, то не более 2 часов, это еще добавляет 6 автобусов. Всего не более 30 автобусов.Я весь день слышал по радиостанции доклады парней, которые осматривают автобусы. А вечером, уезжая в 18 часов, увидел, что на «колючке» стоят не менее 20 автобусов. Утром 5 ноября поинтересовался, сколько людей пересекло, – получил ответ: более 3000. Посчитайте! В одном автобусе располагается 50 человек, следовательно, вышло в Китай из РФ не менее 60 автобусов! Это трехдневная норма...».

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ