«Мост» не соединил фотографа со зрителями

Недавно в галерее современного искусства «Арка» открылась вторая выставка фотографий Захара Коловского из серии «Путешествие на остров Русский» – «Мост»

1 нояб. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3231 от 1 нояб. 2012
d4626e4598e8be235fcad3b2ae26a98d.JPG Как гласит информационный стенд, висящий при входе в галерею, «Мост» – это серия документальных фотографий, в которых автор отражает всю мощь и значимость «стройки века», а также делится со зрителем философским пониманием действительности. Но, надо признать, представленные снимки вызвали неоднозначную реакцию как у неискушенной публики, так и у фотографов-профессионалов. Корреспондент «В» посетил эту выставку просто как зритель, на которых, надо полагать, и была рассчитана фотоэкспозиция. Увы, смысл многих снимков, как ни бейся в догадках, остался для меня неясным. Что хотел донести до нас автор? Что желал высказать темными размытыми кадрами с изображенными на них бетонными сооружениями, прибрежными кустами, за которыми в отдалении виднеются строящиеся пилоны моста? Безусловно, есть несколько интересных фото – это нижние ракурсы мостовых опор, освещенных закатным солнцем. Но остальное… Вполне возможно, это мнение дилетанта, а мастера художественного снимка видят здесь нечто иное – талантливое и неподвластное зрителю с улицы.«Историческая ценность этого набора снимков весьма сомнительна, что тут говорить о художественной, – поделился своим впечатлением фотограф Николай Сивкевич. – Из 31 работы максимум три способны завладеть вниманием зрителя. Большинство кадров – банальные виды моста через пролив Босфор– Восточный и самые скучные пейзажи острова Русского, которые только можно найти. Снимки Золотого моста, с ракурсов, в которых его запечатлел автор выставки, не делал только ленивый. В аннотации написано, что Захар Коловский в своих фотографиях должен ответить зрителю, сможет ли остров сохранить природные ресурсы и стать частью мегаполиса без ущерба для исторических памятников. Ответов автор не дает, зато у зрителей возникает другой, не менее животрепещущий вопрос: «Что это за кадры и для чего они нужны?» Ведь ни заявленного профессионализма фотографа, ни мастерской работы с перспективами и светом здесь просто не заметно!»Как известно, одна фотография стоит тысячи слов, но, глядя на эти работы, жители города почему-то их не нашли. По крайней мере, хороших. Большинство посетителей не понимали, зачем столько видов непримечательных частей острова висит на стенах любимой галереи, в которую они привыкли ходить за положительными эмоциями от ярких красок и образов.Кстати, на второй день работы выставки книга отзывов на своем привычном месте отсутствовала, однако по просьбе одного из посетителей ее все же принесли. И вот тут все желающие начали делиться впечатлением от увиденного. «Будто на плохой телефон снято, – заметил один из посетителей, по его словам, профессиональный фотограф. – Я не могу найти добрых слов, чтобы описать свои впечатления». Подобные негативные записи изредка прорывались словами восторга от «философского взгляда» на «стройку века», благодарностью автору «за поэтичные снимки», а кто-то и вовсе писал коротко и ясно «Круто!». Жителей населенных пунктов, где нет ни моря, ни мостов, по понятным причинам впечатлила масштабность стройки на берегу Тихого океана. А горожане убеждены: если уж продолжать тему мостов и строек АТЭС, то талантливо, неожиданно, не повторяясь и не повторяя других.