Что ждать местным бюджетам от нового налога на патент?

С 1 января 2013 года вступает в силу налоговое нововведение – для ряда субъектов предпринимательства вводится патентная система налогообложения

1 нояб. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3231 от 1 нояб. 2012
d9b4e47487e37a53e17d47c4aecf83a9.JPG

Очевидно, законодатель надеялся, что это повысит доходы местных бюджетов. Однако, по мнению экспертов, введение патентной системы налогообложения не приведет к росту собственных доходов городской казны. Почему? Грядущие изменения в налоговом законодательстве комментирует заместитель главы администрации Владивостока Наталья Зубова.– Наталья Валерьевна, каковы особенности новой, патентной системы налогообложения?– В соответствии с главой 26.5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации проектом закона Приморского края «О патентной системе налогообложения на территории Приморского края» с 1 января 2013 года вводится в действие патентная система налогообложения на территории Приморского края, а также определен размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по 47 видам предпринимательской деятельности.Необходимо отметить, что патентная система налогообложения не является новым налоговым режимом. В некоторых сферах предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями применялась упрощенная система налогообложения на основе патента с 2005 года. Патентная система налогообложения в целом похожа на действующую упрощенную систему налогообложения на основе патента: ставка налога составляет 6 процентов потенциально возможного годового дохода, получить патент можно на 1 месяц или год по месту постановки на налоговый учет, патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. Вновь вводимая патентная система налогообложения предусмотрена для индивидуальных предпринимателей, у которых доходы от реализации не превышают 60 миллионов рублей, средняя численность наемных работников увеличена с 5 до 15 человек. – При рассмотрении краевого бюджета на будущий год немало говорится о необходимости увеличить процент налоговых сборов, который остается в муниципалитетах. Приведет ли введение патентной системы налогообложения к росту собственных доходов Владивостока? – Разработчики патентной системы налогообложения ожидают, что ее введение позволит значительно увеличить доходы бюджетов муниципальных образований. Действительно, доходы от применения патентной системы налогообложения будут в полном объеме зачисляться в бюджеты муниципальных образований. Однако, проанализировав данный законопроект, администрация Владивостока пришла к выводу, что патентная система налогообложения не окажет существенного влияния на увеличение доходов бюджетов муниципальных образований. Более того, возможен даже обратный эффект. Дело в том, что законопроектом предусматривается добровольный порядок перехода предпринимателей на патентную систему налогообложения, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Учитывая добровольность применения налоговых режимов, индивидуальные предприниматели могут выбрать упрощенную систему налогообложения. В этом случае бюджет города не получит ожидаемого поступления доходов по патенту, а кроме того, снизятся и доходы по ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Во-вторых, оплата стоимости патента осуществляется индивидуальными предпринимателями по месту постановки на учет в налоговых органах. Таким образом, жители Приморского края смогут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории города Владивостока с патентом, полученным по месту жительства, и бюджет Владивостока никаких доходов не получит.Кроме того, с 2018 года ЕНВД отменяется и юридические лица – плательщики ЕНВД будут вынуждены перейти на упрощенную систему налогообложения либо на общий режим налогообложения. И в том, и в другом случае собранные налоги в бюджеты муниципальных образований не поступают. Таким образом, изменение федерального законодательства приведет к значительным потерям доходов местных бюджетов по ЕНВД, которые не компенсируют 100 процентов доходов от стоимости патентов. Об этом же свидетельствуют следующие цифры. По отчетным данным налоговых органов, в 2011 году в бюджет Приморского края поступило средств от упрощенной системы налогообложения на основе патента 5783 тыс. рублей, в том числе от индивидуальных предпринимателей города Владивостока – 1125 тыс. рублей (19,5% в общем поступлении патента по Приморскому краю). При этом поступление единого налога на вмененный доход в 2011 году в бюджет Приморского края составило 1461570 тыс. рублей, в бюджет города Владивостока – 598950 тыс. рублей (41% в общем поступлении ЕНВД по Приморскому краю).– Каков прогнозируемый объем налоговых поступлений в бюджет Владивостока в следующем году с учетом применения патентной системы налогообложения? – В настоящее время сложно прогнозировать объем поступления доходов в 2013 году от применения патентной системы налогообложения. По нашим данным, в 2013 году в бюджет Владивостокского городского округа от применения патентной системы налогообложения ожидается поступление около 3 миллионов рублей, в то время как по единому налогу на вмененный доход (без учета потерь от перехода плательщиков ЕНВД на патентную систему налогообложения, УСН) – 648 миллионов рублей. Поэтому ожидаемое поступление доходов от патентной системы налогообложения не будет способствовать повышению стабильности местных бюджетов и не компенсирует потери бюджета из-за отмены единого налога на вмененный доход. А сокращение сферы применения ЕНВД, добровольный порядок его применения и полная отмена с 1 января 2018 года, оплата стоимости патента индивидуальными предпринимателями по месту постановки на учет в налоговых органах приведет к потерям доходов бюджета Владивостокского городского округа.