Инструкторы дали газу

Сотрудники автошкол пытались доказать: не их вина в несовершенстве приморских водителей

26 окт. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3228 от 26 окт. 2012
0abcd9ae245fd25721c241b5e6ca8017.JPG Дым из-под шин, запах жженой резины и надрывный рев моторов… Нет, это не соревнования стритрейсеров. Накануне Дня автомобилиста – а праздник, напомним, уже в это воскресенье – ведущие инструкторы автошкол Владивостока выясняли, кто из них самый опытный, ловкий и маневренный, на одном из автодромов города.Высокая аварийность на дорогах края и низкий процент сдачи экзаменов в ГИБДД с первого раза давно уже вызывают недовольство и автомобилистов, и гаишников. Кто-то причиной слабой подготовки будущих водителей называет несовершенство маршрутов, на которых ученики сдают на права, кто-­то списывает низкую «успеваемость» на волнение, так называемый человеческий фактор. Некоторые кивают на несовершенство материально­-технической базы автошкол, другие с уверенностью тыкают пальцем на инструкторов, мол, это они не научили «правильно рулить». Между тем уровень профессионализма приморских учителей ПДД достаточно высок. Во Владивостоке мастеров производственного обучения готовят в Государственном политехническом колледже, Приморском политехническом колледже и во ВГУЭС. Кроме того, инструкторы обязаны постоянно повышать свою квалификацию. – Я считаю, что качество подготовки в автошколах напрямую связано с безопасностью дорожного движения, – говорит начальник отдела подготовки владивостокской объединенной технической школы (ОТШ) ДОСААФ России Ольга Полынина. – Мы учим кандидатов в водители один раз и на всю жизнь, и те навыки, которые мы им привьем, останутся с ними на все время пребывания за рулем. Значит, качество подготовки напрямую скажется на статистике ДТП. А она не радует. Число погибших в России – 3335 тысяч человек в год. Это дикая цифра, население целого города – например, в приморском Партизанске проживает 30 тысяч человек.Нужна мощная пропаганда необходимости обучения в автошколах, в общем­-то для этого и проводится сегодняшнее мероприятие. Здесь мы попытались поднять статус мастера производственного обучения. Хотя уровень профессионализма владивостокских инструкторов я считаю высоким, а вот низкий процент сдачи экзаменов кандидатами на водительское удостоверение напрямую связываю с недочетами самой системы. Так, 50 часов, которые мы «катаем» в автошколах, на мой взгляд, недостаточно, потому что навыки вождения должны быть отработаны до автоматизма. Для этого человек должен сидеть за рулем каждый день, попадать в различные ситуации, тогда он становится водителем. Но отрабатывать навыки в экстренных ситуациях стоит на специальных площадках под присмотром профессионалов, а не на оживленных магистралях.Динамика города закаляет профессионаловОрганизаторами соревнований стали авторитетные организации: Приморское отделение ДОСААФ России – владивостокская ОТШ и ассоциация автошкол ПК «Альтернатива». – Мероприятие приурочено к 46-летию нашей организации, которая сейчас переживает второе рождение, – говорит начальник владивостокской ОТШ ДОССАФ России Сергей Печковский. – В советское время ДОСААФ активно занималось патриотическим воспитанием молодежи, и сейчас мы пытаемся это дело возродить. В связи с этим помимо конкурса по вождению легковых автомобилей проводится конкурс грузовых «КамАЗов», на них будут соревноваться парни, получившие в армии профессию водителя. Вообще, тренироваться в вождении надо обязательно – движение в городе сложное и требует высокого уровня профессионализма.В этот день мастера производственного обучения решали задачи по теории вождения и отвечали на вопросы медика об оказании первой медицинской помощи. Третий этап соревнований стал самым зрелищным. На автодроме ДОСААФ нужно было пройти все испытания, начиная с парковки и заканчивая змейкой. Все инструкторы справились на «отлично».Свое мнение о том, каким должен быть профессионал, высказали сами водители.– Главное в нашей профессии – обладать выдержанностью, быть в каком­то смысле психологом, – говорит инструктор с 5-летним стажем Евгений Листакин, – потому что, как и в любой другой деятельности, сложности в работе возникают только с людьми. Впрочем, все они преодолимы. К вопросу о том, почему успешность сдачи экзаменов не превышает 30 процентов. На инструкторах вины нет. Тут много решает человеческий фактор – на автодромах, по городу катают хорошо, а как приезжают в ГИБДД, начинают волноваться и совершают ошибки. А инструкторы у нас хорошие. Участвуя в региональных соревнованиях, я в этом убедился. В Хабаровске мы занимали места в середине списка, могли бы подняться выше, если бы состязания проходили не на советских леворульных авто, а на правом руле, к которому так привыкли дальневосточники. Тогда бы мы показали, на что способны. По результатам всех испытаний жюри определило победителей. На пьедестале оказался молодой инструктор автошколы «Дороги мира» Владимир Блюденов. Интересно, что он совсем недавно ступил на преподавательский путь. – Я работаю инструктором два месяца, а стаж вождения превышает 5 лет, – говорит победитель соревнования. – Уверен, что главное в работе инструктора – быть коммуникабельным, не терять самообладания и спокойствия в любых ситуациях, уметь объяснять и учить. Так, приходится сталкиваться с людьми в возрасте, восприятие у которых уже другое, им приходится чуть ли не на пальцах объяснять элементарные вещи, на что уходит много времени, но научить можно каждого.Методов много, цель – однаСегодня приморские автошколы всеми силами стараются нормализовать процесс обучения и сдачи на права. Структура и содержание примерной программы обучения в автошколах регламентированы федеральными законами «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения». Необходимость изменения программ определяет Министерство образования и науки РФ совместно с Минтранспорта. Однако перенимать опыт других стран и вносить что­-то новое никто не запрещает. Так, есть определенный набор элементов, которые можно видоизменять. Например, когда кандидат в водители уже более­-менее умеет управлять авто, можно обучать его делать змейку не только вперед, но и назад – это нигде не прописано, но упражнение помогает прочувствовать габариты машины, такие элементы очень полезны. То же касается и консультирования учеников по рации. Если одни автошколы категорически против такого способа обучения, мол, только личное присутствие инструктора даст результаты, то другие относятся к этому пункту достаточно либерально. В некоторых автошколах считают, что присутствие рядом с водителем учителя как бы снимает с ученика ответственность, и он постоянно ждет подсказки от инструктора, а когда попадает в реальное дорожное движение один – теряется, обучение же посредством радиосвязи решает эту проблему.Кстати, накануне органы Госавтоинспекции во главе с начальником межрайонного экзаменационного отдела ГИБДД УМВД России по Приморскому краю Максимом Нетяговским провели собрание автошкол, дабы обсудить насущные проблемы. Владельцы автошкол выразили недовольство состоянием учебных маршрутов – отсутствием разметки, знаков и их несоответствием ГОСТу. Представители правопорядка пообещали решить эту недоработку. И, в свою очередь, попеняли автошколам на отсутствие в учебных машинах видеорегистраторов и рекомендовали установить приборы на каждое авто. Сейчас же регистраторы кочуют от машины к машине, часто ломаются. К самой организации экзаменационного процесса присутствующие на встрече претензии не высказывали. Кстати, представители автошкол опровергли слухи о немедленном внедрении новых методов сдачи теории вождения. Пока в ГАИ принимают экзамены по традиционным регламентам. Напомним: в СМИ бурно обсуждались грядущие нововведения Госавтоинспекции. Изменения выражались в том, что при ответе на вопросы теоретического экзамена будущий водитель за каждую ошибку получит еще пять дополнительных вопросов. Планируется, что новые правила вступят в силу с февраля 2013 года.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»