Владивосток не принял «антисоветский» фильм чеха

Герой киноленты, путешествуя по России, увидел лишь маргиналов и проституток

17 окт. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3222 от 17 окт. 2012
2e6df1514b18deec0a3543fec023757e.jpg В России, и во Владивостоке в частности, имя чешского режиссера-кинодокументалиста Филипа Ремунды знакомо только узкому кругу людей, связанных с телевидением и кинобизнесом. Массовый зритель его не знает. И напрасно.Во-первых, в декабре 2010 года киногруппа из Чехии во главе с Ремундой снимала в столице Приморья финальную часть документального фильма «Эпохальное путешествие пана Тржиски в Россию». Тем самым пополнив список кинолент, увековечивших наш город в истории кино. Во-вторых, в этом году «Эпохальное путешествие…» демонстрировалось во Владивостоке на двух престижных кинофорумах. Сначала на Международном фестивале телевизионных фильмов «Человек и море», затем на Международном кинофестивале стран АТР «Меридианы Тихого». На награды не рассчитывал Правда, фильм нигде не был отмечен ни призами, ни дипломами. За свою «антисоветскую» направленность. Такой ярлык некоторые члены жюри фестиваля «Человек и море» приклеили к этой картине. На «Меридианах Тихого» зрители покидали зал во время показа, тем самым демонстрируя свое мнение к увиденному на экране. Фильм шел в кинотеатре «Уссури», в зале «Босфор», в рамках программы «Сделано во Владивостоке»... Документальная лента Филипа Ремунды – почти часовой рассказ о путешествии по нашей стране гражданина Чехии Ярослава Тржиски. Внука чешского легионера, воевавшего в Первую мировую и в Гражданскую войны на просторах России и возвратившегося домой в 1920 году. Много лет спустя пан Тржиска задумал посетить места «боевой славы» деда, прокатившись на поезде по Транссибирской магистрали. В пути ему почему-то встречались сплошь пьяницы, проститутки и маргиналы… Такой увидел современную Россию чешский режиссер. Это, собственно, и оттолкнуло некоторых наших зрителей от «антисоветского» фильма. Среди тех, кто все же посмотрел «Эпохальное путешествие…», также не было единого мнения. Одни говорили, что режиссер Ремунда показал реальную жизнь современной России. Другие – что его фильм – «чернуха». Третьи заявляли, что «мы и без него все это знаем. И не нужно это выпячивать. И так жить тошно». Тем не менее по окончании показа зал взорвался овациями. Что касается режиссера картины, то в приватной беседе с корреспондентом «В» Филип рассказал, что, отправляя свою работу на конкурс в постсоветскую Россию, он не рассчитывал даже на маломальскую награду. Для него главное, чтобы российский зритель увидел его ленту. Кстати, автор этих строк впервые посмотрел «Эпохальное путешествие...» летом прошлого года в Чехии. Моя первая реакция после увиденного: – Этот фильм в России никогда не покажут. Филип тогда рассмеялся. Он думал иначе и оказался прав. Прошло полтора года, и он вновь на берегу Тихого океана. – Я очень рад вернуться во Владивосток, вновь увидеть «Красный вымпел» и набережную, где мы снимали. Я очень ценю, что у меня была возможность общаться с адмиралами, почетными гражданами города, героями «холодной войны», Героями Социалистического Труда. Это люди, которые иначе смотрят на распад Советского Союза, чем трактуют современные официальные источники. Я понял, что их отношение к моему фильму было противоречивым. Некоторые мне говорили, что мой фильм антисоветский. Я этого не нахожу, – уверяет режиссер. В Чехии Филип Ремунда очень популярен, несмотря на молодость. Ему еще нет и сорока, он живет в историческом центре Праги, у него жена и двое маленьких детей – сын и дочь. Он много снимает. Его фильмы – участники практически всех фестивалей документального кино, которые проходят в Европе, в том числе и в Москве. И почти всегда привозят на родину награды. На вопрос, почему он стал работать в документальном кино, а не в художественном – более престижном и денежном, Филип отвечает искренне: – В документальном фильме – большая сила. Потому что он говорит о нашей жизни, о наших проблемах. Он помогает людям думать о мире по-другому. Именно вера в документальное кино, в одну из возможностей изменить мир к лучшему натолкнула Филипа и его единомышленников создать в Праге Институт документального кино, который уже наладил контакты с аналогичными организациями в Европе и в Москве. Но с Дальним Востоком у них никаких контактов. – Я бы хотел пригласить ваших телевизионщиков и киношников, чтобы они приняли участие в наших проектах, – говорит режиссер. – Что они могут получить? Прежде всего продажу своих фильмов западным телеканалам. Они через нас могут выйти на связь с другими киношниками, с которыми могут сотрудничать. Могут сделать рекламу своему фильму или дать информацию о нем на нашем сайте. В Европе есть «Рынок Восточного серебра», это символическое название территории бывшего соцлагеря. И каждый, у кого есть свой фильм, может его там выставить. Фильм будет занесен в каталог. Главное, чтобы у него были титры на английском языке. Между тем Филип Ремунда, фанат документального кино, все-таки не гнушается художественного вымысла в своих работах. Во многих его картинах есть игровые моменты с участием известных чешских актеров. По большому счету, абсолютно все его работы – это сатира на действительность, перенесенная на кино- или телеэкран. Будь то попытка размещения американского ПРО в Чехии или авантюрное приключение пана Ярослава Тржиски в России. Все фильмы Ремунды тиражируются на DVD. Голливуд – не есть «good» Владимир Ощенко, один из организаторов фестиваля «Человек и море» и инициатор приезда Филипа Ремунды на этот международный кинофорум, рассказал корреспонденту «В», что члены отборочной комиссии поначалу сомневались, стоит ли пускать «Эпохальное путешествие…» на фестивальный экран. Не слишком ли этот фильм тревожный и странный? Последнее слово в пользу Ремунды сказала председатель отборочной комиссии Татьяна Батова, член Союза театральных деятелей. – Мы хотели подойти к нашей работе с юмором, без политкорректности, – признался режиссер. – Мы считали, что, наверное, будет нелегко найти людей, которые захотят говорить об отношениях чехов и русских, ведь эти отношения бывали непростыми. Особенно после «Пражской весны» 1968 года, когда наши страны оказались в противоположных окопах. Но для меня разрыв отношений Чешской Социалистической Республики с Советским Союзом – счастье. Я был рад, когда моя страна освободилась от политического и военного влияния Кремля. Но ваши люди мне сказали, что Советский Союз был хорошей страной. Поэтому я не удивлен что зрители не аплодировали после фильма. Но я надеюсь, что они задумаются о том, что увидели. Из-за занятости на родине Филип Ремунда смог провести во Владивостоке только два дня. Тем не менее у него остались о нашем городе самые благостные впечатления. Единственное, о чем он нелицеприятно отозвался, так это о засилье в местных кинотеатрах американских блокбастеров. В Чехии, кстати, тоже такая проблема. Ремунду эта экспансия тревожит. По его мнению, влияние Голливуда отрицательно сказывается на подрастающем поколении и на молодежи, которую легко переориентировать идеологически. Филип говорит, что увлечение России американским кинематографом, причем не лучшими его образцами, со временем может выйти боком. – Когда я собирался на фестиваль, мне друзья говорили: ты сошел с ума! До Владивостока как до Луны. И ехать туда на два дня – это безумие. Они сказали: ты там два раза проснешься и полетишь обратно. Но я их не послушал. Считаю, что моя поездка почти на край Земли – это мой жизненный опыт. И я об этом не жалею. Я здесь встретился с адмиралами Тихоокеанского флота Борисом Приходько и Николаем Соцковым. Это очень хорошие люди. Мы катались на катере, пили очень много водки и виски, ели свежие морепродукты. Они подарили мне значок Владивостокского морского собрания, и теперь я горжусь, что могу считать себя членом этого уважаемого общества, – рассказывает режиссер. – Как ты отнесся к тому, что твой фильм во Владивостоке назвали антисоветским? – Меня это поразило. У нас в Чехии нет такого понятия, как «антисоветчина». В нашей стране это слово не может существовать. Потому что мы все – антисоветские. А у вас считается, что быть «просоветским» – это нормально. А «антисоветским» – это ненормально. Хотя Советский Союз не существует уже двадцать лет! И я сейчас не знаю, что думать об этом. Думал, что мы все равны, что в России уже нет «коммунизмус-тоталитаризмус» и компартии, которая рулит страной. Что здесь есть свобода слова, свобода передвижения. И меня поразило, когда мои новые друзья жаловались, что у вас нет советской власти! Но я увидел, почему они так думают. Эти люди когда-то командовали кораблями, подводными лодками. И во время Карибского кризиса находились в боевой готовности, например, рядом с Нью-Йорком. Об этом, наверное, можно снять кинофильм. Надо взять американских и русских солдат и задать им провокационные вопросы на эту тему. Было бы интересно услышать их ответы. Дружеское общение с высшими офицерами ТОФ во время прогулки на катере по акватории Амурского залива Филип в шутку называет «сюрреалистическим жизненным опытом, о котором и мечтать не мог». И уже серьезно добавляет, что по-человечески благодарен своим друзьям за эту встречу. – С такими людьми я бы никогда не встретился, если бы не фестиваль. И я это очень ценю. Может быть, в будущем мы будем вместе снимать какое-то кино. Я думаю, это будет интересно, – убежден режиссер Ремунда.

Автор: Сергей КОЖИН