Круговая порука
Вся страна в шоке от страшной аварии, случившейся в Москве и унесшей жизни семерых человек. Все требуют ужесточения законов
Даже власть обозначилась. За более суровые меры уже ратуют президент, премьер, вопрос вот-вот будет поднят в Госдуме. А между тем – что еще ужесточать? Законы есть, ГИБДД работает не покладая рук, за прошлый год, например, задержано полмиллиона хмельных водил, а воз, как говорится, и ныне там – выпивох за рулем меньше не становится. Даже на следующий день после происшествия, когда столичная ГИБДД была поставлена на уши, и, казалось, все, находившиеся за рулем, должны «сгруппироваться», в Москве было задержано более ста пьяных рулевых. Проблема видится в другом. Обратимся к протоколу московского происшествия. Дорожно-постовая служба сообщает, что в течение достаточно продолжительного времени пьяный водитель носился по столичным улицам как угорелый, совершал обгоны, то и дело перестраивался из одного ряда в другой, превышал скорость, которая, как впоследствии было установлено, в момент аварии достигла 190 км/час. И вот здесь-то и возникает вопрос. Видели сотни и сотни автолюбителей (впрочем, только ли автолюбителей?), что машина ведет себя неадекватно, в любую минуту, а то и секунду может случиться беда, но никто не среагировал. Набрать элементарно «02» – и не было бы ужасного наезда, но…Никто, повторимся, и не подумал. Во всяком случае, таких сигналов в ГИБДД не зафиксировано.Перенесемся на другой конец страны – в наш достославный Владивосток. Еду намедни по одной из улиц на частнике. Вдруг шедшая навстречу машина мигнула, следом то же самое вторая.– Что бы это значило? – спрашиваю у водителя.– Какой вы недогадливый, – ухмыльнулся, – впереди «ловят», вот и предупреждают…И точно, вскоре на обочине заметили машину ДПС, рядом стоящих сотрудников. Вдумаемся. И московская ситуация – до того, как случился страшный наезд на остановку транспорта, – и наш эпизод – события одного ряда, имя которому – круговая порука.Повсеместно – по всей стране, в малых и больших городах, в деревнях и вне населенных пунктов – везде одна и та же картина – водитель водителя не обидит, не «мигнет»: соблюдай правила! Нарушает, превышает, создает аварийные ситуации – по хрену, главное – свой, а своего – нельзя. Сегодня я ему помогу, завтра он меня выручит – вот и вся философия.И здесь бессильны даже самые строгие, драконовские законы, бессильны многочисленные посты ГИБДД – коллективная порука сильнее всего и вся. До тех пор, пока не произойдет перемен на уровне подкорки, пока не поломается философия «моя хата с краю», толку не будет – как были аварии на дорогах, так они и будут.
Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ