Как «Серую лошадь» сделали розовой

Восстанавливать легендарное здание пришлось вручную

27 сент. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3211 от 27 сент. 2012
862adbb93010c87b6de503393106cff9.JPG Известное во Владивостоке здание «Серая лошадь» построили еще в конце 30-х годов прошлого века. Оно сразу же стало одним из главных достопримечательностей города, но в последние несколько десятилетий этот памятник архитектуры находился в плачевном состоянии.Здание со временем дряхлело, не получая должного ремонта, а приморский климат – сильные ветра и высокая влажность, резкие перепады ночных и дневных температур в зимнее время – усилил разрушение фасада дома. В итоге уникальный декор – колонны, балясины, лепнина и другие украшающие элементы – оказался к этому времени в весьма плачевном состоянии. Вернуть исторический вид и отреставрировать здание удалось лишь в этом году. Ремонт состоялся благодаря программе главы города Игоря Пушкарева «Реконструкция морского фасада Владивостока». Учитывая самобытность дома, к его реконструкции подошли с особой ответственностью. В мэрии поставили условие: не только добиться первозданного вида, но и дать максимальную защиту от климатических воздействий. Это сильно усложняло выполнение задачи. – Восстанавливать первоначальный облик «Серой лошади» нам помогали представители управления культурного наследия города Владивостока Татьяна Яхно и Константин Волошин, – рассказывает Маргарита Доронина, заместитель директора компании-подрядчика ООО «Альянс-Прим». – Вместе с этими специалистами мы долго согласовывали, каким же материалом покрывать стены дома. Выбор остановили на герарде. Это такое тонкое текстурное покрытие, которое содержит комбинацию высококачественных керамических «чипсов» различного цвета и размера. Оно, кстати, помогает не только сохранить презентабельный вид, но и надолго защищает от негативных природных факторов: выцветания, появления грибка.Вообще данный штукатурный состав должен наноситься при помощи распылителя. Однако это оказалось не так­-то просто – на уголке дома попробовали нанести смесь, но та долго не продержалась – все керамические «чипсы» начали осыпаться. Это приносило большой расход и не давало нужного эстетического эффекта. Поэтому во время работы строителям пришлось использовать валики и кисти, то есть покрывать весь дом материалом вручную, без использования каких­-либо механических приспособлений. Сам герард делается в Южной Корее. Представительство компании есть в Хабаровске. Подрядчики туда и отправились – там был заказан раствор, который впоследствии изготовили в Корее и на пароходе привезли во Владивосток.Штукатурку доставили двух цветов: розовой покрыли основную часть здания, серовато-зеленоватую использовали для покраски архитектурных элементов. – Сейчас многие задаются вопросом: мол, почему «Серая лошадь» вдруг стала розовой? – продолжает Маргарита Доронина. – А ведь на самом деле «Серой лошадью» называются не эти два здания, а место между ними. Когда-то там находилось очень популярное среди жителей и гостей города питейное заведение. Над входом в него располагалась скульптура в виде головы лошади, которая имела серый цвет. Известное нам всем название пошло именно от этого, а вовсе не из-за цветовой гаммы домов. Здание на Алеутской, 17 изначально имело розовый цвет. И при выполнении реставрационных работ строители пытались как можно точнее воссоздать оригинальную расцветку. В этом им помогали не только исторические справки, но и сохранившаяся на некоторых участках здания первоначальная отделка – штукатурка с добавлением крошки розового мрамора. Правда, прибегать к использованию тех же самых материалов ремонтники не стали – так получилось бы намного затратнее и дольше по времени. Поэтому в отделке здания рабочие решили применять современные составы и технологии. Еще одной трудностью, с которой столкнулись рабочие, стала реставрация фигур на крыше здания. Из-за того, что в городе велись работы по благоустройству подпорной стены около дома, демонтировать скульптуры для сдачи в мастерскую не представлялось возможным. Поэтому строителям пришлось реставрировать красноармейца, летчика, колхозницу и шахтера прямо на верхушке «Серой лошади». – Все скульптуры были с какими-нибудь разрушениями: где-то не хватало пальца, где-то носа. Восстанавливать пришлось множество мелких деталей одежды и атрибутики. Конечно, увезти фигуры и производить работы по восстановлению в помещении, а не на открытом воздухе было бы гораздо проще, но такой возможности не было, – говорит Маргарита Доронина. Нелегко пришлось и с отделкой балконов. Атмосферные осадки стали настоящей угрозой для фасада здания. Дожди приводят к серьезным нарушениям между балконными плитами и стеной. Чтобы избежать неприятностей, на балконах смонтировали гидроизоляционные системы с водоотводящими трубками. Кроме того, по ходу реставрационных работ восстановлено множество разрушенных архитектурных деталей. Балясины, лепные изделия, капители, вазы и орнаменты заказывались в мастерских и в готовом виде монтировались на свои законные места.