Шерлок Холмс придет на помощь

В этом году члены международного жюри собрались на пресс-конференцию как никогда рано – на второй день работы фестиваля

25 сент. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3209 от 25 сент. 2012
71a92d08f1ea8ff828319a92eaeeb5e4.JPG

И, разумеется, категорически отказались обсуждать с прессой что бы то ни было по поводу конкурсных фильмов. Зато о кино как таковом говорили с удовольствием…БЕСПРИСТРАСТНО, НО СУБЪЕКТИВНОКристиан ЖАН, председатель жюри, директор отдела фильмов, заместитель исполнительного директора МКФ в Каннах. – Считается, что со временем центр мирового производства сместится окончательно в Азию; что центр мирового образования будет располагаться там же. Считаете ли вы, что со временем и центр мирового кинематографа также переместится в Азию?– Если говорить об экономике или образовании, то это, пожалуй, возможно. Но если мы говорим о кинематографе, то нет, не думаю. Слишком много во всем мире – в Европе, в Азии, в Мексике, в Индии снимают хорошего кино, интересного кино, необычного кино. Талантливые, одаренные режиссеры живут во всех уголках нашего мира, и потому кино, скорее всего, так и будет развиваться в нескольких точках земного шара.– Насколько сложно оценивать фильмы, по каким критериям вы это делаете? – По большому счету никаких объективных критериев, никакого списка «вот так-то должен быть снят победитель» нет. Мы оцениваем абсолютно субъективно, но в то же время стараемся быть беспристрастными. Смотрим кино и делимся мнениями… В ходе этого обсуждения рождается истина. Кино – это искусство, фильмы нельзя сравнивать один с другим, как прыжки в спортивной гимнастике. – В предыдущие годы жюри «Меридианов Тихого» строилось на некой концепции: к примеру, по типу съемочной группы или только из женщин. В этом году концепт жюри не озвучен. Может быть, вы его определите?– Основная идея – в нашем жюри есть люди, которые могут оценить фильм со всех сторон: продюсер, кинокритик, режиссер и так далее… У каждого свой опыт и своя точка зрения. А вообще, очень хорошо, что у жюри нет никакого концепта!НА ЭКРАН ПРИХОДЯТ «С ИЗЪЯНОМ»Сергей ЛОЗНИЦА, сценарист, режиссер, обладатель приза ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах.– Вы готовите новый проект с продюсером «Звездных войн» Риком МакКаллумом?– Я пишу сценарий – он о Великой Отечественной, о трагедии этой войны. И сделал в работе паузу только ради участия в жюри во Владивостоке. А более пока ничего не скажу.– Вы снимаете не только игровое, но и документальное кино. С чем связан большой интерес к документальному кино в России и в мире? Зритель устал от неправды с экрана?– Меняются требования зрителя к качеству предлагаемого изображения, способу игры актеров. Документальное кино дает гораздо больше информации, которая часто бывает для нас неожиданной в смысле попадания в кадр… То, что происходит сейчас, – это в какой-то степени мимикрия игрового кино под документальное, движение в направлении «съемка без конкретного сценария». Возрастает и требовательность к актеру и актерской игре. Нам уже не так интересны узнаваемые и много раз видимые звезды, все больше и больше звездами становятся люди «с изъянами» – в смысле неидеальной формы. «Я БЫ ДАВНО ПОСТРОИЛ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ КИНОСТУДИЮ»Алексей ФЕДОРЧЕНКО, продюсер, режиссер, обладатель приза ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции.– Вы готовитесь к съемкам фильма «Зомби в СССР», где выступаете как продюсер, а режиссером будет Игорь Волошин. – Это еще не фильм, это проект, который мы задумали с Игорем Волошиным, рабочее название – «Мертвые пашни». Это попытка сделать коммерческое кино, таких наших зомби на основании неплохой литературы. Мы пока еще не знаем, во что это выльется, пишем сценарий. Это пока не очень серьезно и не очень быстро.– Вы своим творчеством разбили твердое убеждение миллионов людей, что снимать кино можно только в столице. Что бы вы посоветовали начинающим владивостокским кинематографистам?– Как это ужасно звучит: разбили убеждение миллионов, я даже вздрогнул. А вообще я считаю, что у Владивостока есть все возможности для создания киностудии. Они должны располагаться там, где много теплых солнечных дней, а вы же почти в субтропиках. Здесь и ландшафты неповторимые, и больше оснований для надежды на успех, чем у свердловской киностудии. Я бы давно здесь киностудию сделал. А уж будет у нее успех или нет, это как звезды сложатся, как сварится творческий компот. Но наличие кинофестиваля в городе – это такой котел, где заваривается большое кино. Чаще всего оно появляется именно в таких местах. УСПЕХ НАЧИНАЕТСЯ СО СЦЕНАРИЯС т е н л и КВАН, один из мэтров кинематографа Гонконга.– Молодым кинематографистам я бы пожелал большое внимание обратить на сценарий. Хотите сделать свой фильм удачным – найдите по-настоящему хороший сценарий, который будет нацелен на определенную аудиторию. Любой фильм способны убить неудачная идея, неловкий сюжет. Приведу пример. Молодые гонконгские кинематографисты сегодня перемещаются на материковый Китай, потому что там несравненно большая аудитория. И только некоторым удается не просто написать хорошую историю, но и адаптировать ее под запросы конкретного рынка – либо гонконгского, либо китайского, которые очень отличаются друг от друга. Сегодня в Гонконге снимается масса фильмов: ужастики, драмы, мультфильмы, что угодно, но даже просто зрители, а не только критики замечают, что все реже за этим стоит хорошая история. …И С ЖЕЛАНИЯ ВЫСКАЗАТЬСЯРэймонд ПАТАНАВИРАНГУН, консультант по программе Гонконгского МКФ, официальный представитель Каннской недели критиков.– Азиатский кинематограф переживает своего рода цикличность, можно сказать, идет волнами. Была филиппинская волна, несколько волн китайского кино. Как вам кажется, какая страна «выстрелит» следующей?– Учитывая экономическую ситуацию и появление большого числа молодых талантливых режиссеров, скорее всего, это будет Индонезия. Здесь снимают много хорошего коммерческого и очень интересное фестивальное кино. Составить конкуренцию Индонезии мог бы Вьетнам, но в этой стране, как, к примеру, и в Китае, сильна цензура, которая и тормозит развитие кинематографа. Интересно, что цензура в этих странах сильнее даже, чем в Индонезии, которая, по сути, мусульманская и очень строгая страна. – В чем главный залог успеха фильма?– Самое главное в любом кино, не только актуальном, – четко понимать, какую мысль вы хотите до зрителя донести. Если вам есть что сказать, это уже во многом залог успеха. Главное для кинематографиста – высказывание, неважно, на какую тему. Самый неудачный вариант – это когда режиссер заранее начинает снимать фестивальное или коммерческое кино, не имея ничего, что он хотел бы сказать…

Автор: Лидия ИВАНОВА, «Владивосток»