А кому участок земли в центре под бизнес?

Места под автостоянки выделены, но инвесторы не спешат

15 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3186 от 15 авг. 2012
4404a355a13dfb6c88a76cf055b27c69.JPG

Проблема парковок во Владивостоке, а вернее их отсутствие, назрела давным-давно. Считалось, что главная проблема в деле обустройства специализированных вместительных автостоянок – это нехватка свободных участков земли в приморской столице.Администрация Владивостока поставила себе задачу найти подходящую территорию. А также определиться, за счет каких средств будет вестись строительство, ведь сами по себе автоматизированные парковки достаточно дорогие. На сегодняшний день свободные участки земли определены и зарегистрированы в собственность города. По словам экспертов, все они находятся именно там, где в парковках нуждаются больше всего. Речь идет о девяти площадках в центре Владивостока – в районе улиц Адм. Фокина, Уборевича, Комсомольской, Октябрьской, Фонтанной, Суханова, 1-й Морской и на Партизанском проспекте. Казалось бы, главный вопрос – земельный – уже решен. Дело осталось за малым – построить столь необходимые городу, вернее автомобилистам, стоянки для их железных коней. Почему же строительство заветных парковок не начинается, пытался разобраться корреспондент «В».Не все проекты одинаково реальныНа сегодня есть проекты строительства парковок на четырех участках. И один из них уже находится на финальном этапе проектирования. Остальные – на стадии согласования с госэкспертизой.Первая парковка может «вырасти» в районе мэрии. На это строительство городские власти планируют выделить средства из муниципального бюджета. А вот остальные три — проекты по улицам Адм. Фокина, 23, Октябрьской, 20 (бывшее троллейбусное кольцо) и ж/д вокзала – не исключено, что будут предложены инвесторам. В общей сложности четыре таких парковки смогут уместить более двух тысяч машин. Однако, по расчетам городских властей, для того чтобы разгрузить краевой центр, необходимо 4,5 тысячи парковочных мест. Стоимость строительства комплексов обойдется как минимум в 80-90 миллионов рублей в зависимости от типа местности и количества переносимых коммуникаций. Пока что найти инвесторов не удается.Как считают специалисты, строительство парковок – это безусловная задача бизнеса. К примеру, если строится офисное здание, вмещающее в себя 50 компаний, то рядом с ним должна быть парковка как минимум на 100 мест. Вновь возводимое здание должно обязательно включать подземные парковки, к старым можно пристраивать автостоянки либо строить автоматизированные парковки на месте плоскостных. По мнению экспертов, если выбирать между инвесторами и бюджетом, лучше отдать проекты инвесторам. Тратить на парковки бюджетные средства – значит недосчитаться новых детских садов, дорог, парков, скверов, других нужных объектов. Конечно, несколько парковок – не исключено – бюджет и может себе позволить, но вряд ли наш совместный кошелек обязан обеспечить машино-местами клиентов и сотрудников роскошных или не очень офисов, торговых центров и других успешных компаний. Все-таки массово этим должны заниматься коммерсанты, крупные компании и предприниматели. В городе много плоскостных парковок по 10-20 мест, так почему бы бизнесменам не достроить второй этаж и не оборудовать еще 40 машино-мест? Да, они будут платные, но по-другому ведь не получится. Это мировая практика.Предложения для бизнесаКак объясняет президент НП «Региональная гильдия риелторов Владивостока» Ольга Тимошина, даже несмотря на то что «беспарковочные» офисные здания сильно проигрывают в цене, предприниматели все равно не спешат строить необходимые объекты, ссылаясь на дороговизну мероприятия. По идее, торговые и офисные центры для развития своего бизнеса должны увеличивать парковочные места и предоставлять своим клиентам и партнерам не только удобные офисы, но и обеспечить их стоянкой. Наличие стоянок возле того или иного торгового центра является серьезным конкурентным преимуществом. Например, новый торгово­-развлекательный комплекс в Первомайском районе предоставляет бесплатную парковку на несколько сотен мест. Аналитики недвижимости отмечают, что деловой центр медленно, но верно смещается на Вторую Речку и в район 3-й Рабочей именно потому, что там есть возможность оборудовать парковочные места.– Чтобы не повторилась ситуация как с «Фреш­ Плазой», администрация намерена при подписании будущих контрактов с инвесторами указать, что эти парковки не могут быть перепрофилированы в офисные здания, – комментируют ситуацию в мэрии. – Предприниматели проявляют интерес к участкам под парковки, но когда узнают, что невозможно перепрофилировать парковку под иные цели, многие отказываются. По очень приблизительным расчетам, строительство парковки окупится через 10 лет. Поэтому инвесторы тщательно просчитывают стоимость, окупаемость автостоянок, свои возможности. Парковка для своихВо Владивостоке есть деловые люди, которые подумывают о строительстве парковок в районе Второй Речки, Крыгина. А есть и те, кто уже позаботился о нуждах своих клиентов и сотрудников. Многоэтажную парковку в прошлом году ввел в эксплуатацию ВГУЭС. Три этажа автостоянки, три подъезда к ней, охрана и видеонаблюдение – к строительству объекта подошли ответственно. Стоимость проекта в 5650 кв. м рассчитывалась из стоимости 30 тысяч рублей за квадратный метр. В итоге автостоянка обошлась примерно в 170 млн рублей. – Этот объект возводился как составная часть учебного корпуса, куда вошли три общежития, учебно-лабораторный корпус и блок подсобных помещений, в том числе и парковка, – говорит проректор по административно-­техническим вопросам и строительству ВГУЭС Александр Микелишвили. – Финансирование шло из федерального бюджета, а также из средств университета. Строил наш генподрядчик по госконтракту ООО «Эверест». На верхнем ярусе парковки два теннисных корта, а три нижних яруса – автостоянка. Оставлять свои машины разрешили всем. Время работы – до 22 часов, ночной стоянки нет, ведь это требует дополнительных затрат, а университет все­-таки бюджетная организация.Парковка востребованна, в чем, впрочем, никто и не сомневался. Мало того что она пользуется стабильным спросом у студентов и преподавателей, работники соседних офисных зданий также не прочь поставить своих «коней» в достойное «стойло». Так, «Примсоцбанк» давно опробовал все преимущества стоянки и просит все больше мест для своих сотрудников. В дни, когда в СК «Чемпион» проходят различные мероприятия, выставки, презентации, на автопарковке и вовсе аншлаг.Что касается стоимости услуг, то расценки более чем либеральные. За первый час стоянки автовладелец не платит, при выезде терминал покажет, сколько времени человек находился на территории, по результатам и будет составлен расчет. Первыми во Владивостоке, по крайней мере, известными нам, стали автоматизированные парковки компании «Клиника профессиональной косметологии и медицины». Четыре года назад они одними из первых построили две суперсовременные автоматизированные четырех– и двухэтажные парковки на 8 и 4 машино-места. – Этот проект некоммерческий, мы строили парковки для себя и для наших клиентов, им они обходятся бесплатно, – говорит директор строительной фирмы Сергей Скок. – Ведь клиника нашего заказчика находится в центре города и ставить авто негде. Программное обеспечение позволяет командовать парковкой дистанционно – посредством сети Интернет. Преимущество автоматизированных парковок в том, что они легко управляются и человеческий фактор сведен к минимуму. Владивосток очень хорошо подходит для строительства таких многоэтажных башен, их легко пристроить к уже действующим зданиям, как делается в Японии, Корее, Германии, Москве.Постановка и выдача машин занимает всего 2 минуты, при этом водитель не находится в автомобиле. Средняя стоимость строительства машино-места обходится в 320 тысяч рублей. За 12 мест компания заплатила 3,8 млн рублей. Правда, конечная цена не включает затраты на фундамент. Как признается Сергей Скок, возведение небольших автопарковок – дело дорогое, но необходимое. Сейчас компания рассматривает два проекта строительства аналогичных парковок. Сергей Скок уверен, что за такими стоянками – будущее. – Мы не ставили цели заработать на стоянке, – продолжает Сергей Скок, – но если смотреть на ситуацию глобальнее, то на больших автоматизированных парковках заработать можно. Стоянку на 80-100 мест при условии, что фундамент будет готов, можно возвести за 2-3 месяца. Она окупится, если наши автомобилисты готовы будут платить. На эти цели должен быть направлен комплекс мер, возможно, создана отдельная служба, занимающаяся именно этим вопросом. Таким образом, примеры цивилизованного паркинга во Владивостоке есть, они успешно работают уже не один год. Только почему автостоянки готовы строить только университет и успешная компания, остается только догадываться. Получается, что наши бизнесмены не готовы вкладываться в столь затратные проекты. Едешь в центр? Плати!В развитых странах автомобилисты давно привыкли к тому, что приходится платить даже за то, чтобы оставить свою машину у обочины. Тариф стандартный – от 1,5 евро за час, это примерно 60 рублей.Европейцы и вовсе поставлены перед фактом: если ты хочешь заехать на машине в центр, тебе в любом случае придется платить за стоянку, и центры там пустые.Штраф за неправильную парковку – 25 евро, плюс каждые 10 минут начисляется пеня от 2 евро. Нарушать правила для водителей в Европе просто невыгодно. В России не привыкли платить за парковку, но, возможно, новые суммы штрафов приучат к дисциплине. С июля этого года штрафы за неправильный паркинг увеличиваются в 10 раз – до пяти тысяч рублей. Автолюбители теперь могут выбирать: ехать на автобусе, платить за стоянку или рискнуть.– Работа в прошлом месяце была очень активная, – говорит инспектор по пропаганде ГИБДД по Владивостоку Ксения Яшагина. – Раньше в Административном кодексе было гораздо меньше статей, карающих за неправильную парковку. Да и штрафы были низкие, а сейчас даже просто без задержания транспортного средства автомобилисты платят ощутимые суммы.За месяц было составлено 38 административных материалов за остановку на пешеходном переходе, 174 нарушения было зафиксировано в местах остановки маршрутно­-транспортных средств, 338 протоколов составлено за парковку «вторым рядом». Но все это, к сожалению, пока что капля в море. Пока штрафы не ударят по карману каждого автовладельца, ситуация с парковками и связанными с ними пробками вряд ли изменится. Справка «В»Как парковаться на воде Идею использовать большие суда под гигантские автостоянки нашла отклик в Нидерландах, Дании, Греции. Большинство городов, как и наш, строились у воды, поэтому найти несколько мест на набережных вблизи центра города для швартовки судна не слишком сложно. Один из первых плавучих паркингов появился в 1991 году в Гетерборге, Швеции. Архитекторы украсили своеобразными металлическими крыльями конструкцию, состоящую из старой баржи, построенной в 1970-е в Корее, и бетонного каркаса, надстроенного над ней. Благодаря своей тяжести и системе крепления к причалу баржа «гасит» волны реки, на которой стоит, и способна принимать 400 машин одновременно.Высота для экономии пространстваНа месте двух башен для хранения цемента Volkswagen построил две 20-этажные стеклянные башни высотой 48 м, вмещающие 800 авто. Сюда автоматически доставляются сходящие с конвейера машины, и покупатель может рассматривать их из стеклянного лифта.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»