Полеты Михаила Готенко

Если люди смеются и плачут на твоем фильме, значит, кино – благодарная работа

8 авг. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3182 от 8 авг. 2012
644ca8d7f25b3e557a4f2d9375310462.JPG Фильм «Военные летчики», снятый приморским режиссером Михаилом Готенко, был весьма тепло и дружелюбно принят зрителями. Что особенно приятно, положительные отзывы о короткометражке оставили те, о ком, собственно, она была снята: военные летчики. Идея фильма родилась у Михаила давно – он с детских лет любил читать Экзюпери. А когда кино стало главным в его жизни, Михаил долго лелеял мечту снять фильм по рассказам любимого автора о военных летчиках.Дыхание войны– Не один год, – говорит Михаил Готенко, – я мечтал сделать проект «Ночной полет» – несколько фильмов по произведениям Антуана де Сент­Экзюпери. И вот «Военные летчики» – первая, я надеюсь, ласточка. Экзюпери жил, творил в то время, изучением которого я занимаюсь как хобби – между Первой и Второй мировыми войнами. Я уже много лет изучаю документы конфликтов, которые стали предтечей Второй мировой войны – войны в Испании, войны между Боливией и Парагваем, хасанских событий и так далее… В процессе изучения я наткнулся на интереснейшие материалы о вторжении фашистов во Францию, сразу вспомнил об Экзюпери. Его рассказ о небольшой летной части, о летчиках, о времени, когда до вторжения фашистов во Францию оставались считаные дни. Конечно, фильм создан не буквально по рассказу, ведь Экзюпери абсолютно некинематографичен, его произведения скорее похожи на коллажи. Но если ты смог поймать волну, на которой говорит автор, смог уловить его идею, то все получится, рассказ сам тебя поведет. И в 20-минутной короткометражке я постарался в первую очередь передать дух рассказа, атмосферу, то напряжение и те чувства, которые описывает Экзюпери.Конечно, поездка на натуру в Париж – это для Михаила Готенко и его небольшой съемочной группы пока что нечто из области фантастики. Снимали кино в Приморье. Сценарий был написан так, что из него были исключены крупные планы Арденн, Парижа... В главных ролях любимые актеры режиссера Готенко – Денис Фить и Наталья Войник из театра ТОФ, актер из Уссурийска Борис Бехарский…– По разным причинам на работу над фильмом у нас ушло два года. Надеюсь, что «Ночной полет» станет серией фильмов, есть наброски сценариев по Экзюпери… Но говорить об этом не стану, я вообще, можно сказать, суеверен, о планах не говорю. Кино – вещь мистическая, здесь нужно играть по правилам: лучше сделать и показать, чем много говорить и не сделать. Могу сказать, что есть желание снова вернуться к хасанским событиям…Герои ХасанаХасанские события – особая история в жизни Михаила Готенко. Несколько лет назад – в 2008 году – он снял фильм «Хасанский вальс», посвященный этому конфликту. – Фильм, основанный на реальных исторических событиях, снимать с небольшим бюджетом очень сложно, – говорит Михаил. – Но можно ведь и внутри событий найти пространство для вдохновения, для того чтобы поселить туда героев, их поступки… Ведь в фильме все же главное – герои, идея, которую они выражают, взаимоотношения между ними, конфликт. Все остальное – фон. В первых своих фильмах я сильно привязывался к историческим событиям, потом понял, что необязательно это делать. Конечно, это не значит, что с историей можно обходиться сколь угодно вольно, но и видеть в ней узкие рамки нельзя. Мы впишем героев в реально существовавшие события. Я серьезно изучал историю Хасана, знаю, что там было и как. Вообще, хасанский конфликт очень по-разному понимается и трактуется людьми. Мне приходилось сталкиваться не раз и не два с мнением, особенно бытующим среди молодых людей, что это было поражение, что мы проиграли. Так же, кстати, думают и о Русско­японской войне. А ведь и там и там не было поражения России. Был подписан мир, а это совсем другое дело!В кинобиографии режиссера Готенко немало короткометражек, мини-сериалов. К примеру, лента «Забытая война».– Именно «Забытую войну», – говорит Михаил Готенко, – я считаю первой серьезной работой. Это фильм о войне с милитаристской Японией в августе 1945 года. Было сделано четыре мини-серии. Съемки эти в каком­-то смысле дали мне представление о том, что мне предстоит… И что работа в кино будет очень сложной. И даже несмотря на успех «Хасанского вальса», «Забытой войны», Михаил считает, что до 2010 года только учился снимать кино. Что фильмы, откровенно говоря, выходили слабые. – Я это понимаю, понимает и моя команда, мы трезво смотрим на вещи, критично себя оцениваем. И лишь в 2010 году пришло осознание того, что мы делаем кино правильно.Кино в конце туннеляВ Приморье Михаил попал во время службы в армии. Родился он в Майкопе. – Службу проходил на Хасане, – рассказывает Михаил. – Там воевал мой дед, кстати. После армии остался, поступил в университет – я мечтал не только о кино, но и о журналистике. Потом работал и на таможне, и на телевидении оператором, режиссером в разных телекомпаниях. Кино было на уровне мечты. Я даже что-­то начинал временами изучать, что­-то снимал для телевидения, использовал постановки, игровые моменты… И только в уже очень сознательном возрасте я понял и решил, что буду заниматься кино. Это был 2005 год, я сказал себе: сейчас или никогда. Это решение было взвешенным, но, принимая его, я даже представить не мог, как это будет в реальности... Знаете, когда начинаются съемки, я словно вхожу в некий тоннель. То, что вокруг, меня почти не интересует. Часто бывает, что после завершения съемок я просто падаю и несколько дней не встаю.И вот еще что. В кинопроцессе режиссер – не главная фигура. Так считалось в СССР, во всем же мире всегда главными были и остаются продюсеры. Именно продюсер все организует, режиссер же просто член съемочной группы.То, что мне придется стать еще и продюсером, было, можно сказать, предопределено. А кто еще? Зачем мне искать над собой начальника? Когда я пишу сценарий, то сразу думаю о том, как это и где надо будет снимать, как туда добраться, сколько нам там нужно будет провести времени… Для чего я снимаю кино? Это моя работа, я хочу этим зарабатывать деньги. Как-то так звезды сошлись, что кино – мое дело. И не просто кино, а военное.– Кто ваша команда?– Люди, которые рядом со мной и помогают, те, кого я приглашаю на проекты. Пока держать постоянную команду у меня возможности нет. Но приглашаю я, как правило, тех, с кем мне легко работается и с кем мы друг друга понимаем: из актеров это Борис Бехарский, Денис Фить, Наталья Войник, Сергей Лисинчук, Вадим Замараев... Под них уже пишу сценарии даже. Что касается остальных участников съемок… Некоторых, конечно, приходится обучать, у нас в городе нет многих кинопрофессий. Собственно, именно поэтому на работу над фильмом уходит так много времени, подчас подготовительный процесс занимает до 8 месяцев. Снимаем мы в основном летом, потому что зимой актеры заняты в театрах, да и снимать сложнее… Сейчас мы стараемся создать некое объединение, мой товарищ Константин Колесниченко, каскадер с 20-летним стажем, работавший на двух моих фильмах, тоже решил, что хочет заниматься только кино… – Выставляли ли вы свои фильмы на фестивали?– Нет. Видите, в чем дело… Даже сценарий сначала должен отлежаться. Ты его написал, потом к нему вернулся, перечитал, увидел несовершенства, что­-то поменял… Так же и фильм: когда схлынула первая радость от того, что ты его снял, ты начинаешь видеть его недостатки. Еще на монтаже. А уже ничего не исправить. И ясно, что ошибки были еще на уровне сценария. И следующий сценарий ты уже напишешь лучше. Потому свои фильмы я никуда не выставлял, считая их слабыми для фестивалей. Свою сверхзадачу фильмы выполнили – их видели люди. Но в перспективе, если я пойму, что фильм достоин, я пошлю его на фестиваль. – Кино – благодарная работа?– Если люди смеются и плачут на твоем фильме, значит, кино – благодарная работа.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ