Дело в форме?
Может быть, ни один вид одежды на свете не пережил за свою достаточно короткую историю столько бурных перемен, как школьная форма
И, возможно, именно школьная форма самый по сию пору возбуждающий споры вид одежды, уж во всяком случае – в России.Напомним: в 1834 году в России был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. В 1896 году было утверждено положение о гимназической форме для девочек. Ясное дело, что после революции, точнее в 1918 году (как только руки дошли, называется), гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена (вместе с многими другими разумными наработками в области образования). В школы форма вернулась аж после Великой Отечественной, в 1949 году: мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником-стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным фартуком, которые практически полностью копировали форму российской дореволюционной женской гимназии. В 1962-м мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы с застежкой на четырех пуговицах, форма для девочек осталась прежней; в 1973-м форму для мальчиков опять переделали: синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой (многие помнят это солнышко и учебник) и алюминиевыми пуговицами, в 1973-м форму поменяли и для девочек: юбка и жакет из синей полушерстяной ткани. Окончательно от школьной формы в России было решено отказаться в 1992 году, но уже через семь лет в некоторых краях и областях ее вернули, а сегодня каждая школа имеет право решать, в чем будут ходить на уроки ученики и как, собственно, будет выглядеть форма…Споры на тему «школьная форма: pro и contra» не утихают по сегодняшний день. Главные аргументы «за»: форма дисциплинирует, нивелирует различия в материальном положении детей, во всяком случае, самые явные, форма практична, она дает возможность осознать и подчеркнуть принадлежность к школе, в конце концов, разработанная стилистами и дизайнерами, она прививает хороший вкус…С большинством этих аргументов противники школьной формы не согласны, и у них в запасе также немало веских доводов.- Форма стирает различия? – расставив хохочущие смайлики, пишет одна из участниц женского форума. – Да будет вам! А телефоны, а обувь, да, в конце концов, те же рюкзак и канцтовары! Что, по ним не видно, какой в семье доход? Что касается дисциплины, то я считаю, что здесь все наоборот: подростки, к примеру, хотят выделяться, быть индивидуальностью, и если им не дают возможности выделиться одеждой, они выделятся поведением, и еще неизвестно, что хуже… Кроме того, форма не пойми из каких тканей шьется, во всяком случае, в нашей школе. Своего ребенка я добровольно в такую синтетику не одену. И фасон ужасный, почему выбрали этот дурацкий сарафан, не знаю. Возникает только одна мысль: директору откат дали за то, что он выбрал именно этого производителя… Словом, я против формы.- Я - за форму, но не такую, как носили мы, - пишет другая мамочка. - Унылые шерстяные платья и фартуки в любой день и любую погоду - это очень неудобно! Поэтому, на мой взгляд, форма должна представлять собой комплект взаимозаменяемых вещей. Например, юбка (или сарафан)+пиджак+жилет+брюки. И в зависимости от погоды - блузочка нарядная или повседневная либо водолазка. Конечно, это дороже одного-единственного платья, зато гораздо удобнее. У нас в школе разумно вообще поступили – выбрали только жилеты с эмблемой школы как знак принадлежности к коллективу. И установили еще: темный низ, светлый верх, никакого голого тела, как любят подростки. И мне кажется, это правильно. Когда дети более или менее одинаково одеты, они не отвлекаются на рассматривание нарядов друг друга. Ребенок со школьной скамьи привыкнет носить одежду к месту и ко времени. Дети должны с детства привыкать к тому, что костюм – это нечто большее, чем просто одежда. Это – средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.В двух этих мнениях – основные доводы за и против. Золотую середину находит каждая школа сама для себя. И это, наверное, самое правильное решение.В нашем городе школьную форму предлагает наряду с другими- магазин «Сибирский наряд» - школьная одежда производства новосибирских фабрик: от первоклашек до старшеклассников.Менеджер магазина Александра Чусикова считает, что школьная форма нужна – она дисциплинирует, повышает работоспособность и, в свою очередь, положительно влияет на успеваемость. Ребята приучаются к деловому стилю, что формирует их вкус. - Наша продукция имеет российские сертификаты качества и выпускается согласно Госстандартам санитарно-технических норм Российской Федерации. В наших коллекциях основное требование к тканям – это натуральность. Мы предлагаем стильную школьную классику из высококачественного сырья. С добавлением шерстяных и вискозных волокон. Правильный технологический процесс обработки сырья (сначала ткань проходит термическую обработку, то есть отпариванивание, и только потом идет в раскрой), поэтому одежда не теряет своего вида и качества после стирки и длительной носки, модельеры следят за тем, чтобы одежда была модной, удобной, красивой и полезной.Широкий размерный ряд (в каждом размере несколько размеров роста, то есть, например, в размере 42 следующие роста: 42 – 140, 42 – 146, 42 – 152, 42 – 158, 42 – 164, 42 – 170 и т.д. для других размеров.),разнообразный выбор сопутствующих товаров- сорочек, блуз - позволит создать полноценный гардероб школьника по демократичной цене.Основное наше преимущество – это высокое качество и низкие цены! А КАК У НИХ? Во многих странах ученики элитных и общеобразовательных школ носят единую форму. Самой большой европейской страной, в которой принята школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке. В Германии нет единой школьной формы, хотя ведутся дебаты о ее введении. В США и Канаде школьная форма введена во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых из них существуют правила ношения одежды (dress code). На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений. Для большинства средних и старших школ Японии школьная форма считается обязательной. В каждой школе она своя, но в целом стиль общий: обычно белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, для девочек – белая рубашка, темные пиджак и юбка или же «сейлор фуку» – форма в стиле «матросский костюм». Школьники начальных классов, как правило, носят обычную детскую одежду.
Автор: Лидия ИВАНОВА, «Владивосток»