“Дальзавод” ожидает западные кредиты,
Минувший 1997 год был для крупнейшего предприятия судоремонтной отрасли Приморья самым тяжелым за последнее время. В прошлом году завод получил живыми деньгами лишь около 9 миллиардов, остальное зачетами, причем финансовые потери на дисконте при их продаже достигли 52 миллиардов рублей. Год завод закончил, как обычно, с балансовой прибылью, однако чистой прибыли здесь не видели с самого начала реформ, то есть с 1992 года.
Минувший 1997 год был для крупнейшего предприятия судоремонтной отрасли Приморья самым тяжелым за последнее время. В прошлом году завод получил живыми деньгами лишь около 9 миллиардов, остальное зачетами, причем финансовые потери на дисконте при их продаже достигли 52 миллиардов рублей. Год завод закончил, как обычно, с балансовой прибылью, однако чистой прибыли здесь не видели с самого начала реформ, то есть с 1992 года.
Из-за крайне неудачной путины первые плавбазы встали на ремонт только в июне, до этого времени люди работали лишь 3 дня в неделю. Объемы судоремонта упали в 2 раза, в основном за счет сокращения гражданских заказов. Не последнюю роль в этом сыграли задержка с принятием бюджета и утверждением объемов госзаказа.
Средства на зарплату руководство завода не могло “вырвать” ни у пограничников, ни у министерства обороны, поэтому первые деньги работники предприятия получили лишь в апреле 1997 года, и сегодня задержка зарплаты составляет в среднем 8 месяцев. Социального взрыва и забастовки занятых на производстве удается избежать при помощи разовых выплат (если очень нужно) и фактически предоставлением возможности в открытую работать “налево”.
Сегодня АО “Дальзавод” является одним из крупнейших должников местного бюджета, его недоимка составляет 220 миллиардов старых рублей, из которых 91 миллиард - пеня. Однако, по мнению генерального директора АО Сергея Кучеренко, его предприятие имеет неплохие шансы на то, чтобы выжить и вновь обрести стабильность. Реализация этих шансов зависит от инвестиций.
“Дальзавод” входит в программу реструктуризации ВПК Приморского края. Разработан проект, в котором предусматривается строительство 3 глубоководных причалов и 1 пирса. Предполагаемые государственные инвестиции в этот проект составят 340 миллиардов неденоминированных рублей. Все это делается для того, чтобы ремонтировать корабли, ставя их не кормой к причалу, а лагом, как делается во всем мире. Подсчитано, что постановка лагом на 20 процентов уменьшает стоимость судоремонта и на 30 процентов - его длительность.
Однако Сергей Кучеренко сомневается в том, что средства на реализацию этого проекта пойдут в срок и в полном объеме, даже если он будет утвержден правительством. Всем памятен прошлогодний “секвестр”. Больше надежд он возлагает на программу инвестиций по линии ООН, рассчитанную на 3 года. Суть этой программы, разработанной, кстати, российскими специалистами, заключается в привлечении частного западного капитала под эгидой одного из подразделений ООН. Сумму предполагаемых инвестиций Сергей Кучеренко назвать отказался, но признал, что она довольно велика. По его словам, за эти деньги пока идет борьба, но “Дальзавод” находится в числе наиболее реальных претендентов на их получение. Кроме строительства причалов у предприятия есть и другие проекты - такие, как строительство новой ацетиленовой станции и модернизация технологии производства электродов. Для их реализации уже подготовлены соответствующие мировым стандартам бизнес-планы. Эти проекты предполагается “вбить” как в федеральную инвестиционную программу, так и в программу ООН. “Где-нибудь да получится”, - уверен Сергей Кучеренко.
В том случае, если эти проекты будут реализованы, завод начнет постепенно совершенствовать всю технологию судоремонта, что приведет к значительному снижению цены, улучшению качества работ и привлечет клиентов. Уже сегодня ремонт любых кораблей за рубежом стоит дороже, чем на “Дальзаводе”. Однако многие судовладельцы предпочитают ремонтировать свои суда в странах Юго-Восточной Азии исключительно из-за того, что им предлагают там льготные кредиты. Судно там красиво покрасят, но общее качество ремонта обычно оставляет желать лучшего, и исправлять недоделки в море потом все равно приходится специалистам “Дальзавода”. В прошлом году предприятие признано соответствующим международному стандарту качества TSO-9000, что дает ему право выхода на международный рынок судоремонта.
Зарубежные бизнесмены - частые гости на “Дальзаводе”, по словам Сергея Кучеренко, их визитными карточками у него забита целая коробка. Однако то, что “Дальзавод” “не пропадет”, гарантирует пока отнюдь не западный капитал, а Тихоокеанский флот, для которого “Дальзавод” является главной ремонтной базой.
По словам Сергея Кучеренко, если в последние годы объемы военного и гражданского судоремонта распределялись примерно поровну, то в прошлом году военного судоремонта было больше половины, и Сергей Кучеренко предполагает, что в этом году его объем также увеличится.
Похоже, именно военно-морской флот не даст “Дальзаводу” умереть и поможет продержаться до подхода западных инвестиций.
Автор: Сергей ЧЕЧУГО, "Владивосток"