Рыбаки ищут, как обойти АТЭС...
...а чиновники – не допустить усиленного вывоза лососей за рубеж
В рыболовстве озаботились доставкой тихоокеанских лососей в центральные регионы страны. Да так, что решать вопросы транспортировки красной рыбы во Владивосток прибыл заместитель руководителя ведомства Василий Соколов. В приморской столице он провел совещание с представителями региональной власти, территориальных управлений, отраслевой науки, ОАО «РЖД» и ассоциациями рыбопромышленников.Напомним: к традиционным проблемам промысловиков – нехватке рефрижераторных составов и сезонному росту тарифов на перевозку рыбы с Дальнего Востока в центральную часть России – добавился международный форум. Вернее, усиленные меры по обеспечению безопасности мероприятий АТЭС на Русском. Так, с 7 по 10 сентября в акваториях морского порта Владивосток, Амурского и Уссурийского заливов запрещено не только передвижение, но и нахождение любых судов, кроме обеспечивающих проведение форума. В запретной зоне находится Владивостокский рыбный порт, к причалам которого именно в это время из районов красной путины спешат с грузом свежевыловленных лососей наибольшее количество судов. Через его терминалы проходят основные объемы перевалки рыбы в регионе – порядка 70-80 процентов.И в самый пик вала красной рыбы порт фактически пять суток не будет вести приемку судов и перевалку рыбы. По данным Росрыболовства, за этот период портовые инфраструктуры Владивостока обычно перерабатывают примерно 50 тысяч тонн. При этом перекинуть такие объемы на другие порты региона запросто не получится: раньше ни Зарубино, ни Находка, ни Ванино рыбу не принимали, практически вся она шла через Владивосток. Если и были случаи перевалки рыбопродукции, то очень незначительные. Природа поможет пережить АТЭССитуацию усугубляет и то, что в этом году дальневосточные рыбаки отказались от отправки рыбы Северным морским путем: не удалось договориться с компанией «Атомфлот» о снижении стоимости проводки судов. Ранее сообщалось, что Атомфлот согласился на снижение тарифов, но потребовал, чтобы объем перевозки при этом составлял не менее 100 тысяч тонн. В Росрыболовстве считают: таких гарантий не сможет дать ни одна рыбодобывающая компания. В прошлом году арктическим маршрутом было отправлено из районов вылова в центр, минуя Владивосток, 43 тысячи тонн лососевых. На совещании в приморской столице пришли к выводу, что придется в первую декаду сентября притормаживать отгрузку лососей на Владивосток, использовать на полную мощность холодильные мощности в районах промысла – на Камчатке и Сахалине. А также искать пути в обход приморской столицы. Все же придется часть уловов направить в приморские порты. В Зарубино уже согласились принять 20 тысяч тонн, в Находке еще уточняют свои возможности по перевалке рыбы. Кроме того, чтобы обеспечить оперативную приемку рыбы на берегу, контролирующие структуры, вероятно, обяжут работать и в ночное время.– Считаю, что напряженная ситуация в связи с саммитом будет преодолима, – заметил в ходе совещания Василий Соколов. – Надо понимать, что сейчас нелососевый четный год, и наука не ждет больших объемов красной рыбы с восточной Камчатки, меньше будут подходы лососевых и на Сахалине. В нынешнюю путину предполагается взять около 300 тысяч тонн красной рыбы. Это не рекордные 550 тысяч тонн в 2009 году и не почти 500 тысяч тонн 2011-го. Так что сама природа поможет нам пережить саммит АТЭС в плане доставки продукции в центр. Пойдет красная в Китай?Кстати, на совещании недобрым словом вспомнили растущие объемы вывоза лососевых за рубеж. – Мы обеспокоены складывающейся в последние годы ситуацией, хотя экспорт красной рыбы был и раньше, – заметил Соколов. – Но в основном он приходился на дорогие сорта – нерку, чавычу, в меньшей степени везли иностранцам кету. Переломным моментом стал 2009 год, когда отмечали высокие подходы красной рыбы и, соответственно, резко выросли уловы промысловиков. Это привело к тому, что на внутреннем рынке упала цена на красную рыбу. Оптовые покупатели-перепродавцы очень сильно снизили закупочные цены, понимая, что рыбакам некуда деваться, – в тот год впервые случился затор такого масштаба во Владивостоке. Все холодильные емкости были забиты рыбой, хранение в холодильниках резко подорожало. Тогда же внезапно подняли тарифы и железнодорожники, да так, что пришлось вмешаться правительству РФ, чтобы вернуть ситуацию в приличные рамки. – От безысходности рыбаки впервые продали большую партию – порядка 100-130 тысяч тонн – красной рыбы в Китай, – припомнил замруководителя Росрыболовства. – Мы понимаем, что им некуда было деваться, но сейчас ситуация выправилась. А Китай распробовал дальневосточный деликатес, и они стали ежегодно закупать тихоокеанских лососей в объеме примерно сто тысяч тонн в год. И, несмотря на достаточно низкие прогнозы подходов рыбы в этом году (в сравнении с объемами прошлых трех лет), очевидно, ужимать аппетиты соседи по региону не намерены. Уже сегодня, по информации администрации Камчатского края, зафиксированы факты наездов китайских купцов на текущую путину с целью скупки улова. Камчатский лосось всегда шел на 90 процентов на российский рынок. В основном китайцы скупали сахалинскую горбушу. Но сейчас коммерсанты Поднебесной, наверное, прорабатывают скупку и камчатских уловов. – Но мы считаем, – заверил Соколов, – что, во-первых, ценовые условия сейчас на внутреннем рынке лучше, чем в Китае, во-вторых, нам нужно сделать необходимые организационные мероприятия, чтобы саммит АТЭС не перенаправил еще больший поток лососей на КНР. Потому что красная рыба для нас, так же как и сайра, стратегический продукт. За тарифами проследятЧтобы удержать красную рыбу на российском рынке, необходимо решить вопрос с растущими в сезон тарифами на железнодорожные перевозки, считают промысловики и рыбные трейдеры. Иначе смысла везти лососей на запад нет – взвинченные транспортные расходы сделают недоступной для населения полезную и вкусную, экологически чистую рыбу, выросшую в природных условиях. В отсутствие массового спроса уловы, скорее всего, уйдут в Поднебесную. – По логике, если увеличивается оборот, то должны тарифы снижаться, но мы видим, что на железной дороге в пик массовых перевозок рыбы с Дальнего Востока на запад ситуация иная, – заметил Василий Соколов. – Сейчас доставить рыбу в рефвагоне из Владивостока в Москву стоит 8,3 рубля за кг, но на Сахалине эта цифра уже составляет 14,6 рубля за кг. Из 75 рублей за кг горбуши на транспортные расходы уходит пятая часть оптовой цены. Это очень большой процент.Железнодорожники заверили, что сейчас на «рельсах» находится достаточное количество подвижного состава для вывоза рыбной продукции – более 800 рефрижераторных вагонов. – При получении заявок проблем направить секции под погрузку на станции Рыбники (Находка) или Сухановка (порт в бухте Троица) не будет, – сказал представитель Дальневосточной железной дороги. А Василий Соколов пообещал, что министерство сельского хозяйства и Федеральная антимонопольная служба, а также иные компетентные структуры проверят обоснованность резкого ежегодного роста тарифов на перевозку рыбы по железной дороге. Тем временемПрилавки Владивостока заполняются красной рыбой нынешнего улова. На начало этой недели, по данным Приморского территориального управления Росрыболовства, на подходе к порту Владивосток находятся восемь судов с 4,2 тысячи тонн лососей на борту. Еще неделю назад из районов промысла доставлялось менее тонны в неделю.Цены на лососевые пока сопоставимы с прошлогодними на тот же период. Так, на одном из рынков на начало этой недели мороженую потрошеную горбушу с Камчатки предлагали за 120 рублей за 1 кг (год назад – 110-120), кету – за 240 (180), а за нерку просят 220-280 (270) рублей.
Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»