Дальше! Дальше! Дальше!
«Меридианы Тихого»: юбилей не за горами
1080 – рекордное количество – пришло на сегодняшний день в программный отдел кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого». Уважение, которым с самого начала стал пользоваться наш фестиваль в кинематографическом мире, дало свои плоды. Кроме того, активно в течение года работала вся команда «Меридианов Тихого»: на многих ведущих фестивалях мира побывали представители Pacifi c Meridian.Владивостокскому зрителю – все самое лучшееО том, какие фильмы войдут в программы десятого юбилейного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого», рассказали в программном отделе.– Наша цель пребывания на Каннском и Гонконгском фестивалях, – говорит Наталья Тимофеева, куратор кинопрограмм «Меридианов Тихого», – это поиск талантливого авторского кино. Фильмы Каннского кинофестиваля обычно востребованы во всем мире, и за копии буквально дерутся. Не хочу пока озвучивать конкретно названия и имена, впереди еще большая работа по переговорам с правообладателями.Программа этого года в Каннах была менее радикальной по сравнению с прошлым, меньше дебютов и больше фильмов уже хорошо известных нам, именитых режиссеров. В выборе фильмов я ориентировалась на Азиатско-Тихоокеанский регион. Надо сказать, что кино Латинской Америки было очень высоко оценено в Каннах. Карлос Рейгадас, представлявший в этом году фильм «После мрака свет», получил приз за лучшую режиссуру, мексиканский фильм «После Лусии» победил в программе «Особый взгляд», главный приз Двух-недельника режиссеров получил чилиец Пабло Ларраин за фильм «Нет». Российское кино также было удостоено наград: фильм «В тумане» Сергея Лозницы – приз ФИПРЕССИ, фильм «Дорога на…» Таисии Игуменцевой – главный приз в программе «Синефондатьон». Надеемся, что владивостокский зритель их также сможет увидеть и встретиться с авторами.В Гонконге наши цели были такими же. В этом году на «Меридианах Тихого» мы решили сделать акцент на кино Гонконга. Этот кинематограф отмечает свое столетие, первый фильм был снят в 1913 году. В истории этого кинематографа было два золотых периода – 50-60-е, 80-90-е годы… Фильмы именно этих лет и будут представлены во Владивостоке в программе, подготовленной для нас Гонконгским киноархивом. Это 10 фильмов, снятых в разных жанрах самыми известными мастерами Гонконга: музыкальное кино, комедия, боевик, кунг-фу, артхаус. Приедет к нам один из ведущий режиссеров Гонконга Стенли Кван, он будет членом жюри и проведет мастер-класс, посвященный творчеству японского кинорежиссера Ясуджиро Одзу и его фильму «Токийская история». Это вообще впервые такая история у нас на фестивале, когда мастер будет говорить не о себе, любимом, а о другом корифее.В этом году программа «Панорама» будет состоять из нескольких разделов. В первый традиционно войдут лучшие фильмы мирового кино, ставшие событием прошедшего года. Затем блок российского игрового кино, блок документального кино, часть которого будет посвящена фестивалю «Артдокфест»: семь фильмов о жизни современной России. Будет особый экологический блок – документальные фильмы о жизни океанов – лучшие фильмы кинофестиваля в Сан-Франциско. А также будут показаны фильмы, которые мы пока условно объединили под названием «Искусство жить», – о людях, которые смогли успешно реализовать себя в сегодняшнем мире. Также в программу «Панорама» войдет подборка фильмов, определяющих новые направления в развитии кинематографического языка. Программа «В фокусе» будет состоять из нескольких разделов. Фокусируемся мы на персоне – чилийском режиссере Рауле Руисе, который умер в прошлом году. Ретроспектива его фильмов в таком объеме впервые будет показана в России. Фокусируемся на Гонконге. И в фокусе жанр – шпионский триллер, остросюжетное кино для показа на открытой площадке.Будет программа для семейного просмотра – игровое, анимационное кино. Будет программа «Профи», где намечается большое количество мастер-классов, программа «Сделано во Владивостоке», программа видеоарта, программа «Короче», в которую войдут блоки экспериментального кино, анимационного, традиционного игрового кино. В общей сложности мы планируем показать на фестивале около 200 фильмов.Роттердам становится ближе – Одной из самых интересных поездок, – говорит координатор программ фестиваля Мария Антонова, – была поездка в Роттердам. Кинофестиваль в Роттердаме, пожалуй, самый демократичный и открытый из всех, на которых удалось побывать. В чем его отличие от остальных фестивалей? Со слов директора фестиваля Рутгера Вольфсона, главная задача – поддерживать независимый кинематограф. Сегодня Роттердам помимо основного конкурса, который состоит из фильмов неизвестных режиссеров (по регламенту это исключительно дебютные и вторые картины), предлагает кинематографистам рынок копродукции Cinemart и фонд Хуберта Балса, который за 24 года своего существования поддержал уже более 900 проектов начинающих режиссеров из развивающихся стран. Кроме уникального сочетания рынокфонд-кинофестиваль Роттердам, безусловно, выделяют из ряда других фестивалей своя публика (крайне любопытная и открытая) и совершенно особенная атмосфера, благодаря которой в Роттердам ежегодно стекаются любители и профессионалы со всего света.Особенно хочется отметить тот факт, что картины, на которые в этом году пал выбор жюри, были сняты женской рукой. Майа Милош, Хуан Цзи, Доминга Сотомайор еще раз доказали всему миру, что женщины-режиссеры буквально наступают на пятки своим коллегам мужского пола.Фильмылауреаты, конечно, заслуживают особенного внимания. Настоящим откровением для многих стала китайская картина Egg and stone режиссера Хуан Цзи. Хрупкая, скромная восточная девушка, которая вышла на сцену перед показом фильма, совершенно не вязалась с тем сюжетом и манерой подачи материала, который захватил буквально с первой минуты показа.Что касается Роттердамского конкурса-2012 в целом, его можно назвать находкой для отборщиков «Меридианов Тихого»: из 15 номинантов семь фильмов были из нашего региона. В результате поездки нами было привезено 37 фильмов, у многих из которых есть реальные шансы попасть в официальную программу «Меридианов Тихого».Теперь нас ценят и в России – На «Кинотавр» я съездил очень удачно, – говорит Юрий Гончаров, программный директор кинофестиваля. – Здесь проходят премьерные показы российского кино, поэтому он очень важен для «Меридианов Тихого»: российское кино, которое мы выдвигаем в конкурсную программу и в программу «Кино России», мы находим в основном на «Кинотавре». По количеству российских картин он превосходит даже Московский кинофестиваль, а кроме того, на нем представляют очень много российского короткого метра. По короткометражкам можно говорить и судить о том, в каком состоянии находится наш молодой кинематограф.Цели работы на «Кинотавре» были исключительно практическими. Смотрелось кино, велись переговоры о предоставлении фильмов для нашего фестиваля. На «Кинотавре» показывают свои работы начинающие режиссеры. И мы уже несколько лет подряд именно здесь находим работы, которые представляют Россию в конкурсной программе короткого метра. Кстати, в прошлом году фильм Михаила Местецкого представлял Россию у нас на фестивале, в этом году на «Кинотавре» его новая лента получила сразу несколько призов, и мы обязательно покажем ее, но не в конкурсной программе.Некоторые фильмы я посмотрел даже во второй раз. К примеру, фильм Василия Сигарева «Жить», фильм Алексея Мизгирева «Конвой», а также Александра Прошкина «Искупление» я видел до «Кинотавра», и переговоры по ним уже были проведены. Но, тем не менее, я еще раз посмотрел их, потому что эти ленты произвели большое впечатление.– Насколько широко «Меридианы Тихого» известны на «Кинотавре», легко ли шли вам навстречу в смысле предоставления фильмокопий?– Легко. Потому что наш фестиваль очень любят и знают и с некоторых пор уже не путают с фестивалем в Благовещенске. Еще года три назад за рубежом «Меридианы Тихого» знали и уважали больше, чем в России, это парадокс, но что поделаешь… Но сегодня и российские кинематографисты, услышав слово «Владивосток», оживляются и кивают. И многие хотят к нам приехать.После десяти лет существования – это объективно – фестиваль только начинает жить. Мы, можно сказать, перестали топтаться у ворот, за которыми играет музыка, продают мороженое и гуляет красивая публика, мы вошли в эти ворота и стали частью этого мира. Десять лет – это и проверка, и создание реноме, и мы прошли этот этап успешно, нас уважают. Российские кинематографисты признают, что наш фестиваль имеет очень сильную кинопрограмму. И состав жюри. Кстати, уже стал известен четвертый член жюри десятых «Меридианов Тихого» – Алексей Федорченко, триумфатор Венеции. Он давно мечтал побывать у нас. Также в жюри будет работать Сергей Лозница, мы хотим показать его фильм «В тумане». Режиссер из Гонконга Стенли Кван. С мастер-классом приедет Отар Иоселиани, хочет приехать Андрей Смирнов и показать свой фильм «Жилабыла одна баба». Столь весомые фигуры делают фестиваль по-настоящему значимым. Уверен, что фестиваль будет продолжать развиваться и в 2013 году будет еще лучше.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ