Непроходной край
Экономика приграничного Китая обходит стороной Приморье
Дальний Восток России, а особенно наш край, может весьма скоро оказаться в весьма невыгодной ситуации, если не воспользуется возможностями транзитных перевозок. Об этом заявил руководитель Дальневосточного представительства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России Сергей Ремизов по возвращении из Харбина, где прошли переговоры между представителями транспортников России, Китая, Южной Кореи и Японии. Первопроходцев уже обгоняют – Мы первыми, – говорит Сергей Владимирович, – открыли автоперевозки в Китай в 1992 году. Пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Не только руководители автотранспортных предприятий, но и пограничники, и таможенники оказались просто не готовы к открытию международных перевозок. На чем только за границу не ездили! Не поверите, буквально на том же самосвале, на котором на огороды навоз возили… Но автомобильные международные перевозки не могут быть дикой стихией. Они регламентированы множеством правил и конвенций, которые подписала и ратифицировала Россия… Прошло больше 20 лет. И не так уж много улучшений. С одной стороны, да, руководители автотранспортных предприятий, руководители областей и краев стали грамотнее, профессиональнее. Появились некоторые важные законы. К подготовке водителей стали относиться серьезно. Изменилась техника к лучшему – сейчас в лизинг берут современные хорошие машины. А вот обстановка на границе как была, так и осталась, даже хуже стала. Вырос пассажиропоток, а пункты пропуска все так же работают по временным схемам, все в тех же ужасных будочках-сарайчиках. Гостиниц, чтобы водитель мог переночевать, спокойно поесть и помыться, нет. А у китайцев за это время по три раза пункты перестраивались! Вообще, я думаю, что в скором времени пассажирский поток, идущий в Китай, особенно шопников, уменьшится, схлынет. Курс юаня по отношению к рублю растет, товары дорожают. В общем, пассажирский поток в КНР упадет однозначно. Как бы нам не выпасть Нам уже сейчас надо всерьез думать, как мы будем жить дальше. В Китай едва ли не весь мир перевел свое производство. А готовую продукцию нужно куда-то отправлять. Порты у них забиты, и они уже не раз выходили с предложением: давайте через Зарубино, Восточный, Находку, Владивосток будем отправлять транзитные грузы в ту же Японию, в США, в Южную Корею… В Харбине нам говорили: почему вы не хватаетесь за это предложение, ведь это живые деньги? А мы что скажем? Про условия, про пропускные способности таможни и пограничников? Или про то, что в стране до сих пор нет закона о транзите? А закон такой очень нужен. Вот пример. Таможня проверяет транзитный груз на все сто процентов. Все коробки вскрываются, получатель в итоге за голову хватается. И только закон о транзите может четко прописать, что на подобные действия таможня права не имеет. Нам, приморцам, надо задуматься о том, что мы можем выпасть из международных транзитных перевозок вообще. Китайцы активно возрождают Шелковый путь и уже построили большую перевалочную базу на этой «тропе» в Урумчи (город в северо-западном Китае, столица Синьцзян-Уйгурского автономного района. – Прим. авт.). И уже в этом году несколько московских фирм, которые груз из Китая и из Владивостока отправляли железной дорогой, переориентировались на Урумчи. И ушли из Владивостока, продали транспорт… Ударило по нам, ударило по железной дороге. РЖД сюда гонят вагоны с углем, а обратно – порожняк, теряя деньги… А теперь ситуация усугубляется. Если мы не подумаем о транзите, останемся без работы. Другой пример. В Хабаровске строят мост на Большой Уссурийский остров. Как только построят, появится прямой путь на Китай и некоторые китайские порты, то есть минуя Владивосток и Приморье. Значит, поток грузов, который шел через наш край на Хабаровск, на Сахалин, уйдет. Далее. Мост через Хэйхэ в Благовещенск. Его построят, можно не сомневаться. Сразу уйдет поток грузов на Якутию, Амурскую область. Так что нам кровь из носу нужно развивать транзит из Китая, пока есть возможность. Других перспектив не вижу… Не дай вам бог рулить по Китаю – А что вы думаете о мечте многих туристов – введении движения легкового транспорта в Китай? Ведь многие хотели бы отправиться в тот же приграничный Хуньчунь на своем авто, а там и по всему Китаю… – Я не думаю, что это разумно. Дело в том, что Китай не подписал многие конвенции, связанные именно с перевозками. Россия подписала и ратифицировала, а Китай – нет. В странах, подписавших конвенцию, единые правила дорожного движения – в основных, главных пунктах. У них другие знаки, другие правила движения. Все наши водители учат правила движения КНР. Мы их специально переводили, как переводим и все нововведения и изменения! Но самое главное – дальше приграничных городов ехать по Китаю опасно. У нас столько случаев, когда под грузовики бросаются, чтобы денег заработать, а уж под легковушки, да с водителями, которые ничего не понимают… Ездил я по Китаю. И понял, что больше не поеду. Чтобы влиться в их движение, надо там родиться. Я в Харбине как встал на перекрестке… Тут и велосипеды, и рикши, и гудят все… И вроде ясно, как ехать, а как? А у меня опыт вождения огромный и права всех категорий, разве что прицепы не имею права водить… Кроме того, можно сразу же будет поставить крест на больших автопредприятиях. Есть пример – Чита, жителям которой разрешили в свое время легковое движение КНР. Граждане стали ездить в приграничные города на микриках, а груз возили на прицепах. Автобусы стали не нужны, и их убрали с приграничных международных маршрутов. В итоге крупные автотранспортные фирмы рухнули. Налогоплательщики, между прочим… И кому стало лучше? А бардак на границе? А пьянки-гулянки русских водителей, которые забывают, что они в чужой стране? Вот недавно опять была информация из Читинской области: сел за руль наш россиянин пьяным, попал в Китае в ДТП, теперь – в тюрьме. Семья в МИД пишет, а МИД что сделает? Человек нарушил закон другой страны. А я знаю, что такое китайская тюрьма: я оттуда наших водителей грузовиков, особенно в середине 90-х, столько раз выцарапывал...
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ