Банкротство как механизм возрождения предприятия

Главным результатом 7 месяцев внешнего управления на обанкротившемся ОАО “Дальсоя” является сохранение производственных мощностей – машин и оборудования - в рабочем состоянии, а также сохранение персонала. И хотя основной долг банкрота кредиторам по-прежнему составляет 164 млрд. неденоминированных рублей, сегодня есть все основания для того, чтобы нужное экономике Приморья производство было возобновлено.

12 февр. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №315 от 12 февр. 1998

Главным результатом 7 месяцев внешнего управления на обанкротившемся ОАО “Дальсоя” является сохранение производственных мощностей – машин и оборудования - в рабочем состоянии, а также сохранение персонала. И хотя основной долг банкрота кредиторам по-прежнему составляет 164 млрд. неденоминированных рублей, сегодня есть все основания для того, чтобы нужное экономике Приморья производство было возобновлено.

“Дальсоя” по своим производственным мощностям является крупнейшим на Дальнем Востоке изготовителем соевого масла, маргарина, майонеза, мыла и шрота. Ближайшие конкуренты, имеющие к тому же меньшую мощность, расположены в Хабаровске, Благовещенске и Иркутске. Основными потребителями продукции “Дальсои” являются население (растительное масло, маргарин, майонез, мыло), предприятия хлебного и кондитерского производства (растительное масло, маргарин), животноводческие предприятия и птицефабрики (шрот). Но несмотря на столь выгодное положение на рынке и устойчивый спрос на свою продукцию, “Дальсоя” в прошлом году оказалась банкротом, задолжав своим поставщикам и бюджету больше, нежели она смогла бы выручить, даже продав все свое имущество с потрохами.

В июне прошлого года на “Дальсое” было введено внешнее управление, а арбитражным управляющим назначен Владимир Стасевич, имеющий большой опыт руководящей работы на предприятиях агропромышленного комплекса, а в последнее время занимавший должность первого заместителя генерального директора “Агрокомбината Уссурийска”. Финансовый анализ, проведенный арбитражным управляющим, ясно показал и убедил кредиторов в том, что предприятие в отпущенные законом о банкротстве сроки не восстановит платежеспособность без коренной реорганизации производства и значительных финансовых вливаний.

Основной причиной, посадившей мощное производственное предприятие в долговую яму, стало, мягко говоря, неэффективное управление предыдущего руководства. За 7 месяцев напряженной работы арбитражный управляющий В. Стасевич совместно с кредиторами и при поддержке городской администрации на 14 процентов погасили кредиторскую задолженность. Этого удалось добиться путем возврата долгов дебиторами и продажи так называемых избыточных активов – имущества, которое не используется в производственной деятельности и не приносит прибыли. Полностью были использованы и производственные запасы – изготовленная из них продукция была реализована.

Несмотря на полное отсутствие средств у “Дальсои”, внешнему управлению под руководством В. Стасевича удалось сохранить все производственные мощности в рабочем состоянии и даже сделать капитальный ремонт на ведомственной ТЭЦ, которая с октября снабжает теплом часть Уссурийска. И сегодня, для того чтобы возобновить производство, на предприятие достаточно завезти сырье – сою.

Тем не менее дальнейшая судьба банкрота пока неясна, поскольку следующим этапом внешнего управления на “Дальсое” должно стать конкурсное производство, реализация активов должника и удовлетворение активов кредиторов. Стоимость основных фондов этого предприятия составляет 137 млн. деноминированных рублей, и вряд ли быстро найдется инвестор, который сразу осилит такое вливание капитала.

Дальнейшая же задержка с возобновлением производства ухудшит и без того критическое финансовое состояние “Дальсои”, поскольку потребует дополнительных расходов на сохранение имущества – ежемесячно на это требуется 1,5 млн. новых рублей, а процесс ликвидации может затянуться на неопределенный период. Если же не делать таких затрат, то предприятие придет в полный упадок, потеряет привлекательность, и продать его вообще будет невозможно. Кроме того, ликвидация “Дальсои” как юридического лица по закону должна повлечь за собой увольнение всего персонала, а это добавит Уссурийску 1000 безработных, убавит его бюджет на 650 тыс. деноминированных рублей в месяц в виде выплат по безработице и тем самым усилит социальную напряженность в городе.

- Чтобы избежать всех негативных последствий, связанных с ликвидацией предприятия, - говорит арбитражный управляющий В. Стасевич, - мы нашли оптимальное управленческое решение: сдать в аренду производственные мощности предприятия-банкрота до момента смены собственника. Это предложение сейчас детально прорабатывается и согласовывается с кредиторами. Если это осуществить, то аренда не только позволит сохранить цеха и оборудование для нового собственника, но и позволит возобновить выпуск всех видов продукции, обеспечить работой персонал и, разумеется, пополнить городской бюджет налогами. Вообще действующее производство ценится гораздо выше, чем пустующие цеха. И поэтому продать его можно и быстрее, и дороже, а значит, требования кредиторов будут удовлетворены наиболее полно.

Специфика “Дальсои” такова, что в аренду ее можно сдавать по частям - каждое из подразделений может стать самостоятельным производством: маслоэкстракционный, майонезный, маргариновый, мыловаренный заводы, цехи рафинации масла и туалетного мыла, ТЭЦ, гараж на 100 автомобилей и пр.

Возникает закономерный вопрос: а способен ли один конкурсный управляющий успешно справиться с ликвидацией такой сложной производственной структуры, как “Дальсоя”?

- Согласно статье 99 нового закона о банкротстве конкурсный управляющий совместно с кредиторами может ходатайствовать перед арбитражным судом о назначении не одного, а нескольких конкурсных управляющих для более эффективного проведения ликвидационных процедур. Я думаю, что в свое время этот вопрос будет рассмотрен с кредиторами. И я убежден, что банкротство предприятия и смена собственника могут способствовать реальному возрождению производства при условии грамотного проведения ликвидационных процедур, - говорит В. Стасевич.

Аренда же производственных мощностей предприятия-банкрота станет ключевым моментом в определении дальнейшей судьбы “Дальсои” и новым словом в местной практике антикризисного управления, поскольку позволит выставить на продажу уже не просто имущество банкрота, а действующий и доходный бизнес.

Автор: Андрей ХОЛЕНКО, "Владивосток"