Тайны морских глубин
Подводные сокровища... и чудовища у берегов Владивостока
Недавно «В» рассказывал о миноносце № 208, подорвавшемся на мине 4 июля 1904 года близ острова Скрыплева, и о том, как его нашли современные дайверы. Надо заметить, что это, разумеется, не единственное судно, затонувшее близ Владивостока в конце XIX – начале XX века. Было в истории всякое: и посадка на камни, и столкновения, и те же мины… Трагическая хронология морских катастроф в наших водах весьма обширна. Расскажем о некоторых из них.Что лежит на дне? Буквально в центре города (если под водой еще что-то осталось, конечно) покоится парусный транспорт «Байкал», бывший когда-то флагманом Амурской экспедиции Г. И. Невельского. Позже он принимал участие во многих плаваниях у берегов Приморья и Сахалина. В год основания Владивостока транспорт был признан негодным к дальнейшей эксплуатации и исключен из состава судов Сибирской флотилии с переоборудованием в блокшив, то есть бывшее судно, используемое как плавучий склад или жилье. В марте 1871 года транспорт «по ветхости и гнилости» затонул. Какого года постройки? Его подъем был признан нецелесообразным – морские власти ограничились снятием части оборудования. Предполагаемое место нахождения «Байкала» – береговая черта бухты Золотой Рог в районе места расположения памятника Г. И. Невельскому. Не менее знаменитая парусно-паровая шхуна «Восток» тоже находится сравнительно недалеко от Владивостока. Шхуна была куплена в Англии в 1852 году. Это было первое судно на Дальнем Востоке с паровой машиной и железным корпусом. Последние годы своей жизни «Восток» входил в состав Отдельной съемки Восточного океана и занимался гидрографическими работами. 28 июля 1883 года в 11 часов утра в районе острова Стенина шхуна наткнулась на грунт и получила пробоину. Снять шхуну не удалось даже с помощью других судов. Через десять дней она затонула. В 1993 году членами клуба подводного поиска «Восток» при исследовании места аварии была обнаружена паровая машина «Востока» – к слову, это одна из первых судовых паровых машин в мире. Но, к сожалению, отсутствие необходимых средств не позволило поднять ее со дна. Еще одна известная катастрофа позапрошлого века относится к 1897 году. Утром 21 июня грузопассажирский пароход «Владимир», совершая рейс из Владивостока в Посьет, в тумане выскочил на камни у мыса Гамова. Люди с него благополучно спаслись. Пароход, получивший пробоины в носовом трюме, а затем и в машинном отделении, был оставлен у берега. Несмотря на то что его пытались снять военные корабли Сибирской флотилии, «Владимир» при усилившемся ветре и волнении был окончательно разрушен штормами и затонул. Вообще у мыса Гамова, по неточным сведениям, в разные годы погибло от четырех до шести только крупных судов, но большие глубины в этом районе препятствуют поискам.Внимание! Мины! Хотя непосредственные военные действия Русско-японской войны практически обошли Владивосток, на минах, поставленных обеими воюющими сторонами, подорвалось немало судов. Причем подобные происшествия продолжались и после окончания войны. Так, по мнению журнала «Русское судоходство», минная опасность в районе Владивостока существовала вплоть до 1909 года. Тогда нередкими в газетах были объявления подобного типа: «Дирекция маяков и лоции доводит до сведения мореплавателей, что 24 февраля сего года в широте 39 о55`N и долготе 131 о5`O германским пароходом «Славония» встречена плавающая мина черного цвета» (газета «Владивосток», март 1905 года). Или: «Согласно постановления Временного комитета по заведыванию Владивостокским коммерческим портом от 27 марта 1906 г. всякое входящее с моря и выходящее из Владивостока коммерческое судно обязано брать лоцмана для проводки такового между минными заграждениями. Из этого исключаются суда, занимающиеся прибрежным каботажным плаванием, которых местопребывание во Владивостоке. Между тем замечено, что некоторые суда игнорируют вышеизложенное постановление, не заходят на остров Аскольд за лоцманом и не отвечают на сигналы и выстрелы с маяка, а идут прямо во Владивосток без лоцмана, почему капитаны таковых судов во избежание несчастных случаев быть взорванными на минах (случай с пароходом «Сильвия») будут привлекаться к ответственности согласно п. 15 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, глава вторая ст. 29. Капитан над Владивостокским коммерческим портом полковник Егерман» (газета «Дальний Восток», август 1906 года). Вообще 1906 год был отмечен многими авариями, в том числе и самой крупной по числу погибших. 18 мая, следуя обычным рейсом из Одессы, на подходе к Владивостоку, в районе острова Аскольд, подорвался на мине и затонул со всем своим грузом пароход Северного общества «Князь Горчаков». Правда, при этом были спасены и пассажиры, и судовые документы – команда проявила себя героически и на шлюпках сумела высадиться на берег острова Попова. В октябре 1906 года в Уссурийском заливе затонул от взрыва мины (судя по всему, русской) пароход «Варягин», о чем мы подробнее расскажем ниже. Место крушения этого судна привлекает к себе внимание исследователей еще и потому, что ходят слухи о «золотом грузе», якобы находившемся на нем.«Варягин» – не «Варяг»… 7 октября 1906 года грузопассажирский пароход «Варягин» водоизмещением 950 тонн совершал каботажный рейс из Владивостока в бухту Кангауз (Суходол), то есть по акватории Уссурийского залива. Около 10 часов утра судно наткнулось на мину, получило сильные повреждения и быстро ушло на глубину около 25 метров. Спустить на воду спасательные средства времени не было, и потому в катастрофе погибло около 250 человек. Спастись удалось, по разным данным, от 40 до 50 человек, в том числе и капитану «Варягина» И. Овчинникову. Это трагическое происшествие по числу жертв не имеет себе равных за все время русского мореплавания в тихоокеанских водах. В 1906 году местные газеты довольно много писали об этом, обсуждая причины катастрофы. Спустя много лет после нее откуда-то стало известно, что на борту «Варягина» якобы находился груз в виде золотых монет на сумму в 60 тысяч рублей (по нынешним ценам это миллионы). Правда, непонятно, зачем везти на другую сторону Уссурийского залива такой странный груз... но слух получил распространение и даже вызвал ажиотаж. Заметим, что спустя семь лет после трагедии капитан погибшего «Варягина» И. Овчинников получил разрешение от властей на поиски затонувшего судна. Летом 1913 года водолазы обнаружили «Варягин», но попытки подъема груза отложили на следующий сезон. Однако в 1914 году началась Первая мировая война, и стало не до спасательных работ… То есть тайна «Варягина» (если она существует, конечно) так и осталась нераскрытой. Есть над чем поработать нынешним дайверам… И в заключение – страшилка из прошлого века. В апреле 1908 года местная газета «Дальний Восток» опубликовала «маленький фельетон», автор которого скрылся за подписью А. И.С. С. Вот его полный текст. «Затонувший у Владивостокской портовой стенки портовый «колокол» – бывшая лодка «Горностай», так таинственно скрывшаяся под водой в одну из мрачных октябрьских ночей 1905 года, – на днях поднят предпринимателем, купившим на то право в 1906 году. Оказалось, что все кингстоны старика «Горностая» были открыты. Но больше всего поражает то разрушение, которому «Горностай» подвергся, находясь два года под водой. Разрушение, по всей видимости, произведено какими-нибудь обитателями морской фауны, вероятно, ракообразными, которыми без следа уничтожены якоря и почти вся находившаяся на судне медь. По тем следам разрушения, которые так очевидны у ахтерштевня, у головы руля, видно, как эти морские чудовища энергично добирались до руля и рулевой рамы, которые оказались цельной литой меди. Местным будущим купальщикам необходимо иметь это в виду и быть очень осторожными в нынешний сезон. К сожалению, этот новый вид страшных ракообразных относится, по Брему, к породе ракообразных сухопутных, т. е. так же свободно живущих на берегу, как и в море. Одной предосторожности поэтому недостаточно. Тут нужны более радикальные меры». Так что глубины даже Золотого Рога, не говоря уже обо всей акватории залива Петра Великого, скрывают еще много тайн. Пусть даже и придуманных…
Автор:
Иван ЕГОРЧЕВ