Тетя Нюра – подрыватель саммита

Разговор этот, читатель, я подслушала в кафе

24 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3139 от 24 май 2012

«Вызвали нас на совещание, – рассказывала подруге женщина за соседним столиком. – Всю плешь проели: проведите работу с продавцами вашими, они – лицо города, по ним иностранные гости будут о Владивостоке судить. Купите им англо-русские разговорники, объясните, как важно улыбаться, быть приветливыми! Блин, я и сама это понимаю! Но как мне мою тетю Нюру заставить улыбнуться покупателю, если у нее принцип жизни: я вас всех ненавижу! Как?!»Этот крик души, дорогой читатель, задевает, возможно, самые острые проблемы предстоящего саммита АТЭС и грядущего следом за ним превращения Владивостока в туристический центр. На саммит действительно будут приезжать гости. И их не запрешь на Русском, где вежливые волонтеры­-студенты будут улыбаться и предупредительно «шпрехать» по-английски. Они поедут в город, будут заходить в магазины, на вокзалы, в кафе… А что их там ждет? Мама дорогая, подумать страшно… Во­-первых, их там ждут продавцы с каменными лицами и выражением глаз: «Ну чо вы сюда пришли, только мешаете, все равно ничего не купите, а я вас тут за гроши облизывать должна…» С английским у этих продавцов худо до невозможности, максимум – «Май нэйм из Васья»… Во­-вторых, иностранных гостей ждут не переведенные на английский меню в кафе и ресторанах. Вы где­-нибудь видели, чтобы в кафе подали двуязычное меню? Я – никогда. Как бедные гости будут выбирать себе еду? Вероятно, пальцами в небо тыкать… Стыдоба… Да ладно меню. Автовокзал наш, родимый… Ну или как вариант – железнодорожный вокзал. Готова расцеловать того, кто покажет мне там хотя бы одну вывеску на английском… Конечно, городские власти постараются и сделают таблички на исторических зданиях с английскими названиями. Но коммерсанты­-то чего думают? Или у нас иностранцы только по саммитам приезжают? Про общественный транспорт – отдельный разговор. Сейчас мэрия Владивостока активно борется за то, чтобы он наконец­-то стал цивилизованным, и даже добилась в этой борьбе определенных успехов. Но не под силу одной мэрии такая титаническая борьба, а большинство коммерсантов-транспортников заботит одна вещь: деньги. И все… Все это кажется мелочью, да? Улыбка на лице продавца, знание английского хотя бы на уровне школы, указатели и вывески… Мелочи, но все вместе они дают такой эффект, о котором даже думать страшно. А ведь не властей дело – воспитывать продавцов в бутиках, а владельцев этих самых бутиков. Не можешь тетю Нюру в чувство привести и внушить ей любовь к человечеству – становись сам за прилавок. Подавай пример, как надо улыбаться. Глядишь, там и тетя Нюра подтянется…