Двигатель прогресса

Google получит первую в мире лицензию на испытания беспилотных автомобилей

23 май 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3138 от 23 май 2012
764f330df823b8794070e161074b87c9.jpg

Управление транспортных средств американского штата Невада 7 мая одобрило выдачу компании Google первой в своем роде лицензии на испытания управляемых автопилотом автомобилей на дорогах общего пользования. Возможности беспилотного Toyota Prius, оснащенного арсеналом различных датчиков, специалисты Google успешно продемонстрировали на скоростных шоссе штата, в жилых районах Карсон-Сити и центре Лас-Вегаса. Как сообщается в пресс-релизе управления транспортных средств Невады, первые опытные автомобили с автопилотом от Google получат красные номерные таблички. В левой части номерного знака будет расположен знак бесконечности – символ «автомобиля будущего», пояснил глава управления Брюс Бреслоу. «Оригинальные красные номера будут устанавливаться только на опытные беспилотные автомобили, благодаря чему их легко будет распознать как обычным гражданам, так и представителям правопорядка»,?– рассказал Бреслоу. Для первых серийных беспилотных машин номерные знаки сделают зеленого цвета с тем же характерным символом бесконечности. Google далеко не первая компания, решившая вложиться в разработку беспилотных автомобилей. Сейчас подобные исследования проводят General Motors, Ford, Mercedes-Benz, Volkswagen, Audi, BMW и Volvo. Компания Cadillac, в частности, работает над полуавтоматической системой управления Super Cruise, которую планируется выпустить на рынок в ближайшие несколько лет. Первые серьезные испытания беспилотных автомобилей начались еще в 1980х годах в Германии. Тогда военные специалисты из Мюнхенского университета бундесвера опробовали микроавтобус Mercedes-Benz, оснащенный роботизированной системой управления, основанной на видеодатчиках. Автомобилю удалось разогнаться до 100 километров в час, однако испытания проходили на пустых улицах – по сути, в далеких от реальности условиях. Гугломобиль же оснащен полностью автономным управлением – роботизированная система отвечает за повороты руля, ускорение и торможение. Безопасное передвижение по дорогам в реальных условиях (со светофорами, перекрестками, автомобилями и пешеходами) обеспечивается за счет системы спутниковой навигации, сервиса Google Street View и целого комплекса датчиков. В их число входят расположенный на крыше оптический датчик LIDAR, определяющий расстояние до объектов при помощи отраженного света, радары на передней части автомобиля, датчик позиционирования на заднем колесе и, конечно, видеокамеры в салоне автомобиля. Ведущим инженером, ответственным за разработку беспилотного автомобиля Google, является вице-президент компании Себастьян Трун, возглавляющий лабораторию по изучению искусственного интеллекта в Стэнфордском университете. В 2005 году группа ученых во главе с Труном выиграла соревнования среди беспилотных автомобилей, организованные управлением перспективных исследовательских проектов (DARPA) министерства обороны США. В октябре 2010 года Трун объявил о разработке беспилотного автомобиля в интересах Google. Первые испытания гугломобилей начались в Калифорнии. Опытные образцы успешно проехали от кампуса Google в Маунтин-Вью до офиса в Санта-Монике, а затем и до Голливудского бульвара. Впоследствии беспилотники прокатились по мосту «Золотые ворота» в Сан-Франциско, трассе SR 1, проходящей по побережью Тихого океана, и по берегу озера Тахо. В настоящее время, по информации Las Vegas Sun, в парк гугломобилей входят по меньшей мере восемь машин – шесть гибридных Toyota Prius, один Audi TT и один Lexus RX450h. По данным на конец марта 2012 года, в общей сложности гугломобили успешно преодолели свыше 320 тысяч километров. В ходе испытаний один такой беспилотный Prius даже отвез слепого в закусочную Taco Bell. За всю историю испытаний гугломобиль попал всего в одну аварию – беспилотный Prius задел обычный пилотируемый Prius в районе Маунтин-Вью. Представители Google, впрочем, тут же заявили, что гугломобиль в момент аварии находился в режиме ручного управления, а система автоматического управления работает без сбоев. Как бы то ни было, Google стала первой в США (да и в мире) компанией, официально допущенной к опытной эксплуатации своих беспилотных машин на общественных дорогах. Возможным это стало после утверждения в феврале 2012 года законодательных норм, разрешающих движение автономных транспортных средств по дорогам Невады. Согласно закону лицензия на передвижение по общественным дорогам может быть выдана только заявителям, чьи беспилотные автомобили накатали в ходе испытаний не менее 16 тысяч километров. Кроме того, при передвижении таких машин по общественным дорогам во время испытаний в салоне должны находиться не менее двух человек – один на месте водителя, другой – на штурманском месте. Помимо Невады подобные нормативные акты готовятся к рассмотрению в Калифорнии, Флориде, Оклахоме и на Гавайях. За пределами США участь беспилотных автомобилей пока не столь однозначна. The Daily Telegraph, в частности, пишет со ссылкой на главу парламентского комитета Великобритании по транспорту Роберта Гиффорда, что в королевстве переходить на беспилотное управление машинами пока не планируют. «Сейчас есть автомобили, которые могут самостоятельно парковаться (к примеру, Volkswagen Touran), но лишь помогают водителю, не заменяя его. Правительству необходимо понять, как беспилотная технология будет развиваться в ближайшие десять лет…»?– пояснил Гиффорд. Если верить представителю Google Энтони Левандовски, которого цитирует The Wall Street Journal, в компании надеются завершить разработку гугломобиля намного быстрее, чем за десять лет. «Если не выйдет – позор нам как инженерам»,?– заявил Левандовски.

Автор: Отдел новостей