«Распилы» увольняют сотрудников ГИБДД края
Коррупционная схема оформления машин привлекла внимание не только местных, но и федеральных властей
В 2011 году о процессе регистрации и сборки распиленных пополам авто подробно рассказали в программе «Честный детектив». В результате ввоз «распилов» на территорию края уменьшился примерно в десять раз. Но при этом сами пиленые авто с дорог и рынков не исчезли, а лишь выросли в цене. В 2011 годы на все вопросы журналистов руководство ГИБДД Приморья отмалчивалось, а бывший начальник ведомства Александр Лысенко даже пытался задавить представителя СМИ. Через полгода ситуация изменилась, и представители МВД все как один изъявили желание отчитаться о проделанной работе. Схема легализации «распила» давно известна. На привезенные запчасти таможня не выдает ни паспорт транспортного средства (ПТС), ни грузовую таможенную декларацию (ГТД). Поэтому мошенники просто берут любую старую ГТД, сканируют и вводят новый номер кузова. Затем вместе со старым ПТС от списанного авто отдают документы в ГИБДД, где получают свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (СКТС). Такая услуга может стоить 7–300 тысяч рублей. После чего в ПТС вносят данные о замене кузова и двигателя. И если в расцвет «эпохи» сборки, оформления и регистрации «распилов» руководство ГИБДД отмалчивалось и отрицало эту проблему, то сейчас ситуация в корне изменилась. –Насколько я знаю, эти машины до сих пор ездят по краю,– говорит начальник УВД Приморья Андрей Николаев.– Наша задача – сократить количество обманутых граждан. Я считаю, что это мошенничество в чистом виде. Все, что происходит, само по себе наталкивает на мысль, что есть коррупционная составляющая. Коммерсанты подталкивают, «подсаживают» сотрудников МВД на такие действия. Оказывается, генерал-майор Николаев уже давно борется с «распилами». И даже уволил более 140 сотрудников. Неожиданно высказаться решил и исполняющий обязанности начальника ГИБДД Приморья Игорь Ефименко. –Эти «распилы» больше всего интересуют бизнес-сообщества, так как коммерсанты зарабатывают большие деньги, сами при этом передвигаясь на хороших авто, – говорит Игорь Ефименко. – Граждане покупают эти машины, пытаются их оформить в ГИБДД, а не получается. Конечно, возникают жалобы. Сейчас судебные решения разделились: одни – за аннулирование регистрации, другие – против. Первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой системой борьбы с «гробами на колесах» остался, мягко говоря, недоволен. –Мы работаем в этом плане бессистемно, – сказал Горовой.– Появились новые «услуги», которые предоставляют не очень честные граждане, желающие нажиться на обычных людях. К сожалению, там действуют посредники, которые помогают вместе с сотрудниками ГИБДД оформить такие авто. Сэкономить на «распиле» можно в десять раз. Пошлина на запчасти измеряется десятками рублей, тогда как на целые кузова – сотнями. Однако на дороге «распил» седана прослужит в лучшем случае два-три года. Рамный «распил» продержится дольше. Но любое ДТП может стать для сэкономившего владельца последним. Ведь машина с распиленным каркасом рискует развалиться каждую секунду.
Автор: Отдел новостей «В»