Бензин прокатили на поезде

Для автомобилистов есть две новости: топливо будет дорожать, зато дефицита его не предвидится

29 март 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3109 от 29 март 2012
7a6560273a17c4f7662e9ae7ded38433.JPG

Проблема обеспечения региона нефтепродуктами озвучили представители московского офиса НК «Альянс» на встрече руководителей ОАО «Приморнефтепродукт» с журналистами.По уверению сотрудников НК «Альянс», в прошлом году их компания внесла существенный вклад в обеспечение регионов Дальнего Востока топливом, не говоря уже о налогах, которые исправно платятся в бюджеты территорий. Однако экономические перспективы отрасли в регионе не слишком радужны, а ждать понижения цен на бензин и вовсе не следует. Как пояснили специалисты, в декабре прошлого года рентабельность реализации нефтепродуктов сбытовыми предприятиями была минимальной. После снижения розничных цен в феврале-марте 2011 года продажа топлива стала убыточной, даже поэтапное повышение цен в апреле-ноябре минувшего года не достигло уровня, обеспечивающего окупаемость и прибыль. Свою лепту в повышение цен на топливо добавит и рост акцизов на нефть в июле 2012 года. – Затраты продолжали расти на протяжении всего года, – сообщил руководитель пресс-службы ОАО «Группа Альянс» Андрей Румянцев, – в том числе и из-за необходимости закупать топливо на стороне во избежание дефицита в регионе. Дело в том, что техническая мощность нашего завода составляет 120 тыс. тонн за квартал. Но в июле заявки оптовиков значительно превысили наши возможности. Мы увеличили объемы до 150 тыс. тонн. Потом спрос стал сокращаться – конкуренты начали поставлять более дешевое топливо. Мы же предложить рынку продукцию по такой цене не можем. Зная всю «кухню» этого бизнеса, зачастую не понимаем, как компаниям удается продавать бензин так дешево и как они окупают свои затраты. Здесь стоит задуматься о качестве продукции. Ситуация двояка: с одной стороны, если мы видим сокращение нашей оптовой продажи, то понимаем, что возникла конкуренция со стороны «дешевых» производителей. С другой стороны, если больше продаем в розницу, это означает, что потребитель оценил качество нашего бензина, но и здесь есть вопросы. В условиях сдерживания цен розницы мы терпим прямые убытки. По данным Росстата, средняя цена 92-го бензина за литр по России на начало 2012 года составляла 26,32 рубля. Цена «Приморнефтепродукта» – 29,48 рубля, то есть выше на 3,16 рубля. Если вычесть из приморского бензина «лишние» 3,51 рубля железнодорожного тарифа, то цена впишется в среднероссийскую. В январе 2012 года стоимость 92-го бензина оказалась почти на 9% выше, чем в январе прошлого года, а по России выросла на 8,8%. Получается, продукция «Альянса» дорожает незначительно, но все же больше, чем у других компаний. Как заверяет руководство «Альянса», для компании было бы лучше, если бы стоимость продукции была на низком уровне, тогда бы они увереннее наращивали объемы производства и потребитель был бы доволен низкой ценой топлива. Чтобы достичь таких результатов, нужны скоординированные действия участников рынка. Зная нефтяные потребности Дальнего Востока и свои возможности, компании могли бы действовать более рационально. – Для нас главное – выполнить план поставки сырья в размере 300 тысяч тонн в месяц, – продолжает Андрей Румянцев. – В зависимости от стоимости продукции мы должны заплатить 3–3,5 млрд рублей и окупить их. А за счет чего, все равно – за счет экспорта нафты, мазута или продажи в розницу. Конечно, лучше всего «отбивать деньги» в рознице, но бензин – это социальный продукт, и мы готовы терпеть убытки. Но тогда компания должна зарабатывать на чем-то другом. А завод ограничен в возможностях наращивания объемов переработки сырья. Одна из причин – транспортно-логистические ограничения, а также отчасти ограничения конъюнктурные: например, такой продукт, как нафта, не востребован на внутреннем рынке, а на его экспорт введена запретительная пошлина. Скажем откровенно, собравшихся на мероприятие журналистов больше, чем проблемы компании, интересовал вопрос бесперебойной обеспеченности бензином автолюбителей. Как заверило руководства «Альянса», топливо в крае есть. Для того чтобы в регионе не было перебоев с поставками автобензина, необходимо иметь запас не менее чем на 20 суток. Сейчас автобензин и ДТ на АЗС «Приморнефтепродукта» покрывают потребности на 35 суток, запасы «Хабарнефтепродукта» – на 35 суток, «Амурнефтепродукта» – на 30 суток, так что дефицита топлива автовладельцам ожидать не следует.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА, «Владивосток»