Управлять домами помогает автоматика

«Трудовое» берет на себя ответственность за предоставление коммунальных услуг

7 март 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3097 от 7 март 2012

В управляющей компании «Трудовое», обслуживающей дома в пригороде Владивостока, на многие новшества решились первыми не только в Приморье, но и на Дальнем Востоке. Пришлось, конечно, рисковать, но как иначе уйти от стереотипов и научиться работать по-новому? Знакомясь с работой компании, наконец-то на практике видишь подтверждение того, что не зря Жилищный кодекс в роли исполнителей коммунальных услуг определил управляющие многоквартирными домами организации. Когда они несут перед жильцами полную ответственность за подачу в квартиры тепла, воды, электричества, сами собирают платежи населения и рассчитываются с ресурсоснабжающими организациями по общедомовым приборам учета, то появляется прямая зависимость экономики компании от ситуации внутри домов, меняется отношение к ней управленцев. Исчезает так называемый технологический разрыв, когда поставщики коммунальных услуг и управляющие компании кивают друг на друга, а собственники жилья мечутся между ними, добиваясь, кто же из них за что в ответе. До сих пор повсюду убеждали: как только управляйки начнут сами собирать платежи за коммунальные услуги, так сразу разорятся. Им, мол, нужно будет полностью оплатить расход на дом тепла, воды, электроэнергии, а как они смогут это сделать, если всегда хватает должников, да и другие потери есть внутри домов? Несмотря на эти опасения, управляющая компания «Трудовое» рискнула взять на себя функцию исполнителя коммунальных услуг сначала в нескольких многоэтажках, потом расширила рамки эксперимента. На сегодняшний день с Дальэнергосбытом она уже практически за весь свой жилой фонд рассчитывается по общедомовым приборам учета (неохваченными остались лишь дома барачного типа). Происходит постепенный переход на такую же систему расчетов с поставщиками тепловой энергии и воды. Уже 39 высотных домов оснащены современными тепловыми счетчиками, 13 из них переведены на оплату жилищно-коммунальных платежей с выставлением жильцам единой квитанции от имени УК «Трудовое». В нынешнем году еще 14 многоэтажек перейдут на подобную систему взаимоотношений со своей управляющей компанией. - Судя по всему, ваша организация от предпринятого рискового шага не только не разорилась, но даже упрочила свое экономическое положение. В чем тут секрет? В ответ на наш вопрос заместитель директора управляющей компании Николай Голояд объяснил, что взять на себя функцию исполнителя коммунальных услуг – значит не просто переложить бумажки с одного места в другое (и тогда точно погрязнуть в убытках), нужно провести целый комплекс подготовительных мероприятий. В каждый дом требуется вложить большие деньги, чтобы поставить не только счетчики, но и автоматику с регуляторами температуры и давления тепла и воды, другое современное оборудование. Необходимо закупить компьютеры и создать автоматизированную диспетчерскую для оперативного контроля показаний приборов учета, приобрести программный продукт для начисления платежей жильцам и организовать их сбор (это уменьшает банковские потери). А еще нужно снимать показания поквартирных приборов учета, выпускать квитанции и их доставлять, набрать соответствующий штат. Не обойтись без собственного абонентского отдела в удобном для жильцов месте, где бы они могли заплатить и в случае необходимости разобраться с начислениями по всем услугам (не ехать по этому поводу в центр города – для жителей Трудового уже большое преимущество). Чтобы нам стало понятнее, для чего все эти меры и какой эффект они дают, Николай Иванович предложил познакомиться с работой новых подразделений компании. Во-первых, с диспетчерской. Ее «мозг», как выражаются специалисты, - сервер, считывающий информацию с установленных в домах приборов учета и другой «умной» аппаратуры. Диспетчер Виктория Мусихина отслеживает параметры подаваемой в дома тепловой энергии, расход воды и электроэнергии, анализирует суточное потребление дома в сравнении с проектными цифрами, в случае появления погрешности тут же бьет тревогу. «Программа позволяет в любое время видеть как на ладони картину по всем домам, подключенным к автоматизированной диспетчерской, - пояснили главный энергетик УК «Трудовое» Александр Козейкин и Виктория Мусихина. – Даже если это отдаленные дома (а у нас есть такие – на улицах Рыбацкой и Успенской). Посмотрите табличку по какому-нибудь конкретному дому, например, по расходу воды. В ночные часы счетчик фиксирует нулевое ее потребление. В 5 часов утра некоторые жильцы уже просыпаются, и потребление воды составляет 1 куб, потом оно постепенно нарастает. А если вдруг резкий скачок? Это может быть порыв или какая-то другая причина, поэтому специалисты сразу же идут в дом разбираться. В зависимости от погодных условий регулируем параметры подачи воды и тепла, чтобы найти золотую середину и не расходовать лишнего. Постоянный учет и контроль позволяет избегать неоправданных потерь. Что касается электроэнергии, то готовимся пойти дальше – подключить к автоматизированной диспетчерской поквартирные счетчики. Один дом уже «обкатывается» по этой схеме, а сейчас мы получили датчики для установки еще в трех. Автоматика позволит тут же фиксировать факты воровства электроэнергии и исключить их полностью». Как выяснилось, ОДН по электроэнергии «Трудовое» своим жильцам не выставляет, они платят только по показаниям индивидуальных счетчиков. Парадокс, но общедомовые затраты здесь практически сведены к нулю. «Зачастую мы даже получаем экономию по электроэнергии во многих домах, - шокирует своим заявлением Николай Голояд. – Во-первых, за счет разницы в тарифах по показаниям общедомовых счетчиков «день-ночь» (а мы ставим только такие). Во-вторых, подъезды оснащены специальными реле, и лампочки понапрасну не горят – включаются при приближении человека. Плюс замена поквартирных счетчиков на новые, более точные. Жильцы их покупают сами, а установку и опломбировку мы делаем бесплатно. Все эти меры, включая контроль за потреблением с помощью автоматики, ведут к тому, что мы можем даже позволить сделать освещение около домов, не увеличивая при этом расходы жильцов за потребленную электроэнергию». Побывали мы и в обустроенном по-современному абонентском отделе управляющей компании в центре поселка, где жители Трудового оплачивают квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Специалисты отдела принимают показания поквартирных приборов учета, делают начисления, печатают квитанции на оплату. - А расход воды, если в квартире нет счетчиков, обсчитывается по нормативу в зависимости от количества прописанных в ней человек или от количества фактически проживающих? – поинтересовались мы у начальника абонентского отдела Марины Кондаковой. - Сейчас мы переходим на выставление платежей на основании составленных мастерами УК «Трудовое» актов, сколько на самом деле в квартире проживает человек. Что касается числа прописанных, то с созданием электронной базы всех наших жильцов данные будут оперативно меняться и сразу же отражаться на начислении платежей. Николай Голояд пояснил: управляющая компания готовится к тому, чтобы в своем микрорайоне взять на себя работу паспортных отделов, в и переводит базу данных в электронную версию. В результате отпадет необходимость требовать от жильцов приносить справки об изменении состава семьи, появятся другие преимущества. - А как все-таки вы боретесь с должниками? - напоследок задали мы Николаю Ивановичу давно мучивший вопрос. - При более чем трехмесячной задолженности исполнители коммунальных услуг по законодательству имеют право пользоваться «рубильником». Легче всего отключить электроэнергию. Нельзя сказать, что часто прибегаем к этой мере, но однозначно она более эффективна, чем длительное решение проблемы через судебные инстанции.

Автор: Надежда БРАЖИНА