Раздеть за шесть секунд

В Приморье отмечается рост количества автоугонов, а также случаев разукомплектования и хищений имущества из машин

6 март 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3096 от 6 март 2012
b4f4a6fba461d2c281c992c277c40882.jpg

Оставляя машину на неохраняемой парковке, снимите с нее все, что можно. Иначе это сделают другие. Злоумышленники тащат с автомобилей колеса, фары и аккумуляторы и не упускают случая завладеть всем, что находится в салоне: магнитолой, навигатором, видеорегистратором, чехлами с сидений, телефонами, ноутбуками. Тем временем правоведы призывают ужесточить наказание за угон автотранспорта, но все же считают, что кардинально решить проблему позволит организация платных стоянок. Местные правоохранители отмечают, что борьбу с расхитителями чужой собственности крайне затрудняет огромное количество зарегистрированного транспорта. Столица края официально признана самым автомобильным в России городом по числу автотехники на душу населения – больше половины жителей краевого центра ежедневно пользуется машинами. Конечно, никто не оспаривает конституционное право гражданина РФ бесплатно оставлять машину там, где он считает нужным и где законом это не запрещено. Но надо признать, что уследить за всеми припаркованными автомобилями сотрудникам полиции физически невозможно. Начальник краевой полиции Олег Долгий даже обратился к жителям с просьбой принять профилактические меры для предотвращения краж автотранспорта, поскольку в деле сохранения мобильного имущества многое зависит и от мер, принимаемых самими автовладельцами. – К сожалению, многие водители, не задумываясь о последствиях, часто оставляют в салонах автомобилей ценные вещи, документы и деньги, тем самым провоцируя преступников, – заявил Олег Долгий. – Беспечное отношение граждан к сохранности своего имущества вызывает рост «популярности» в криминальной среде данного вида преступлений.Раскрываемость в таких преступлениях, как неправомерное завладение автотранспортом, достаточно низкая и составляет на сегодня 24 процента. Чтобы кардинально изменить ситуацию, одни эксперты призывают ужесточить наказание за транспортные угоны, другие – массовую организацию охраняемых автостоянок. Проведенный анализ оперативных сводок за прошлый год по Владивостоку показал, что 90 процентов краж и угонов автотранспорта совершено с улиц и от домов граждан. Еще почти 7 процентов автомобилей были угнаны преступниками с парковок возле объектов массового посещения – торговых и развлекательных центров, магазинов, рынков, кинотеатров. И отмечены лишь единичные случаи краж из гаражных кооперативов и с территорий платных автостоянок. В 2011-м таковых было три, но все они уже раскрыты. В этом году, как заметил начальник полиции общественной безопасности УВД Владивостока Сергей Гусев, фактов угона автомобилей с оплачиваемых парковок не зафиксировано. – Чем больше будет платных придомовых парковок, которые несут правовую ответственность за оставленные на хранение автомобили, тем меньше шансов у преступников «увести» автомобиль или похитить из него имущество, – считает Сергей Гусев. – Неважно, какие структуры эти парковки будут организовывать – муниципальная власть, коммерсанты или акционерные общества. Главное, чтобы владельцы автостоянки гарантировали сохранность машин. И в случае хищения или разукомплектования транспортного средства претензии можно было бы предъявить официально зарегистрированным хозяевам парковки, а не неимущим гастарбайтерам. Во Владивостоке есть достойные подражания примеры, когда кондоминиумы или ТСЖ организуют на придомовой территории охраняемые парковочные места. Такое решение проблемы на сегодняшний день можно назвать оптимальным, поскольку придомовой участок, как правило, принадлежит ТСЖ и аренду за землю платить не надо. В пользу охраняемых парковок говорит и то, что установка сигнализации сегодня не является панацеей. Большинство угнанных машин из серии недорогих. Автовладельцы не считают нужным тратить еще треть, а то и половину их стоимости на современные дорогостоящие противоугонные системы. В основном обходятся бюджетными «пикалками», редко кто в дополнение использовал механическое охранное оборудование. Хотя и навороченную противоугонными системами машину при желании можно вскрыть – профессиональные угонщики, к сожалению, тоже пользуются последними разработками. Поэтому взломать новую противоугонную систему – это всего лишь вопрос времени, тем более что специализированное оборудование – сканеры – можно свободно приобрести через Интернет. Еще на один момент обращает внимание автолюбителей Сергей Гусев. Владельцы торговых и развлекательных центров вообще не заморачиваются охраной транспорта своих клиентов, хотя в рекламных призывах не забывают упомянуть о бесплатной парковке рядом с магазином или рестораном. Если и оборудуют прилегающий периметр системой видеонаблюдения, то она, как правило, из недорогих и не представляет достаточных возможностей для проведения оперативной работы в случае необходимости. Правда, где-то работают парковщики, но их забота – регулировать движение, а не следить за сохранностью автомобилей. И практика подтверждает, что именно этим они и занимаются, так что бесполезно надеяться на их наблюдательность. – В УВД Владивостока создана специализированная группа, непосредственно занимающаяся угонами автотранспорта. Так что мы ожидаем в скором времени положительного результата от их работы, – уверяет Сергей Гусев. – Но автовладельцы должны понимать: держать оперов в каждом городском закоулке невозможно. Мы вынуждены подключать дополнительные силы к патрулированию территорий вокруг крупных торговых центров. Ведем, конечно, работу с руководителями таких предприятий, просим устанавливать современные камеры с более высоким разрешением видео. Я понимаю, что это влетает им в копеечку, но и бизнес должен быть заинтересован в обеспечении безопасной зоны вокруг своих предприятий. Для пущей мотивации предпринимателей полицейские намерены через средства массовой информации регулярно сообщать о местах, популярных у автоугонщиков. Справка «В» За прошлый год на территории краевого центра зарегистрировано 1066 преступных посягательств на транспортные средства. Около половины парка легковых автомобилей на Дальнем Востоке приходится на бренд «Тойота». Потому автомобили этой марки стали самыми угоняемыми. В 2010 году это были «Тойота-Королла», «Тойота-Лендкрузер» и «Тойота-Марк-2». В прошлом году «Королла» не упустила лидерства, а вот второе и третье места заняли «Тойота-Приус» и «Хонда-Фит».Самые опасные адреса, по которым за последнее время совершено наибольшее количество краж и угонов транспортных средств во Владивостоке:В Ленинском районе: – Светланская, 150 – Ватутина, 4а – Светланская, 74 – Фадеева, 1, 4 В Первореченском районе: – Деревенская, 14 – Луговая, 50 – Острякова, 24, 26 В Первомайском районе: – Связи, 5 – Борисенко, 10/7, 100, 105 В Советском районе: – Давыдова, 29, 35 – Русская, 5, 57 Во Фрунзенском районе: – Набережная, 3 – Острякова, 27 – Океанский пр-т, 1а, 52а, 111

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»