Заправляться будем метаном

Газификация приморского автопарка – уже не за горами

29 февр. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3093 от 29 февр. 2012
32f78e72cffd5e1a66f85086ddde8cad.JPG ПОКА ГАЗА в Приморье не было, газификация автомобилей казалась далекой и практически нереальной перспективой. Сейчас, с приходом большой трубы к берегам Тихого океана, отношение к этой теме изменилось, и она стала восприниматься с большим интересом. Убедиться в этом можно было на совещании, которое прошло в администрации Приморского края с участием представителей компании «Газпром трансгаз Томск» и ее филиалов. Первые конкретные планы по переводу автотранспорта на использование природного газа появились в крае в связи с разработкой программы по энергосбережению и энергоэффективности после выхода федерального закона № 261. По информации начальника управления энергетики, нефтегазового комплекса и угольной промышленности администрации Приморского края Николая Ловыгина, программой предусматривается появление на дорогах Приморья до 2020 года 65 большегрузных автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Однако не исключено, что события будут развиваться быстрее. Тем более для этого есть реальные предпосылки: генеральной схемой газоснабжения и газификации Приморского края, разработанной проектировщиками «Газпрома», в наших городах намечено строительство 17 автогазонаполнительных компрессорных станций. Планируется, что проект будет разработан и согласован с региональными властями уже в текущем полугодии.Компания «Газпром трансгаз Томск», отмечающая в нынешнем году свое 35¬летие, единственная в Сибири и на Дальнем Востоке занимается производством и реализацией газомоторного топлива, развивает газозаправочную сеть и парк техники, работающей на природном газе (для осуществления этого направления деятельности создан филиал «Томскавтогаз»). Это объясняет, почему именно она уполномочена ОАО «Газпром» на подготовку и реализацию проектов по переводу автомобильного транспорта и сельхозтехники на газомоторное топливо в нашем регионе. «Нефтяное топливо постоянно растет в цене, бензиновые и дизельные автомобили загрязняют воздух, доводя экологическую ситуацию в городах до уровня критической, ¬ рассказал директор филиала «Томскавтогаз» Вячеслав Чебоксаров. – В мире проводятся эксперименты с разными видами моторного топлива. Более¬менее успешно они идут с электричеством и водородом, но вряд ли стоит ожидать их широкого применения в ближайшем будущем на тяжелой технике. Метанол – еще один вариант, но это яд, и он опасен. А вот метан уже десятилетиями используется в качестве моторного топлива и зарекомендовал себя очень хорошо. Во всем мире его признали выигрышной альтернативой бензину и дизельному топливу как с точки зрения экономики (он гораздо дешевле), так и экологии».В свое время в нашей стране предпринималась попытка улучшить экономику и экологию, газифицировав транспорт. С 1988 по 1992 год было построено около 200 автогазонаполнительных компрессорных станций. Однако позже это направление не получило развития, за 20 лет мы далеко не продвинулись: сегодня в России 225 таких станций. Зато многие страны, особенно имеющие собственные большие запасы природного газа, ушли далеко вперед. Нас обогнали Аргентина, Пакистан, Иран, Украина, где количество автогазонаполнительных компрессорных станций выросло в геометрической прогрессии. Россия же по этому показателю опустилась с 10¬го на 20¬е место. Чтобы изменить ситуацию и дать «зеленый свет» перспективному виду моторного топлива, сейчас готовится целый ряд законопроектов, которые в ближайшее время будут вынесены на обсуждение Госдумы РФ. В некоторых регионах, не дожидаясь принятия новых документов, уже сейчас идут вперед. По информации Вячеслава Чебоксарова, есть немало примеров разработки совместных с компанией «Газпром трансгаз Томск» программ по газификации муниципальных автобусов, обслуживающих пассажирские маршруты, тяжелой спецтехники и другого транспорта. Значительные средства в эти проекты инвестирует «Газпром».Специалисты пояснили, что основными потребителями метана являются автомобили с большим расходом топлива и ежедневным режимом работы, прежде всего коммунально­-дорожная техника и автобусы. Поэтому заинтересованность в газификации первыми проявляют предприятия, имеющие большой парк такой техники.- Стоит ли переоборудовать дизельную технику на использование природного газа? – поинтересовались участники совещания.На взгляд заместителя директора «Томскавтогаза» Александра Савина, в этом нет технико­экономического смысла. «Раньше действительно считали, что один из путей газификации лежит через установку газобаллонного оборудования на имеющуюся технику, ¬ высказал свою точку зрения Александр Евгеньевич. - Но это устаревшее представление. Переоборудование стоит дорого, а в топливной смеси все равно остается 70 процентов дизельного топлива. Поэтому более оправданный вариант – приобретение новой заводской серийной спецтехники и автобусов. Не только ведущие мировые автопроизводители, но и отечественные предприятия уже выпускают целую линейку машин, работающих на природном газе. «КамАЗ» освоил производство нескольких моделей мусоровозов, самосвалов, другой коммунальной дорожной техники. А еще ведь можно сделать заказ на новый автомобиль сразу с учетом его газификации. Обойдется такое приобретение дороже, на затраты быстро окупятся за счет экономии на ГСМ. А главное, появится надежда на оздоровление окружающей среды. Перевод только муниципального транспорта на газомоторное топливо позволит в несколько раз сократить выбросы в атмосферу сажи и других токсичных веществ, способствующих развитию онкологических заболеваний. Метан – самый экологически чистый вид топлива».Прошедшее в администрации края совещание можно считать началом большой перспективной работы по газификации автотранспорта в Приморье. «Если строительство первых автогазонаполнительных компрессорных станций во Владивостоке и других наших городах начнется в ближайшее время, то к 2014 году в крае появятся первые автобусы, работающие на газе, ¬ высказал свой прогноз Николай Ловыгин. - А это путь к решению остро стоящих сейчас в городской местности экологических проблем, стабилизации цен на билеты, решению других социально значимых вопросов». СПРАВКА «В»МЕТАН – единственный вид моторного топлива, уровень цен на который ограничен законодательно ¬ постановлением правительства РФ № 31 от 15.01.1993 г. Согласно этому документу предельная отпускная цена на сжатый газ, производимый автогазонаполнительными компрессорными станциями, не должна превышать 50 процентов от цены реализуемого в данном регионе бензина А¬80, включая налог на добавленную стоимость.МЕТАН безопасен, при разгерметизации оборудования газ сразу улетучивается, а не оседает, как другие виды топлива. Согласно классификации горючих веществ, утвержденной приказом МЧС, метан отнесен к самому безопасному 4¬му классу. В Германии проводились опыты с поджогом газового автомобиля: он сгорел, но взрыва не последовало. Специальные плавкие вставки стравили газ, и он выгорел. Баллоны, размещенные под днищем, вообще не пострадали.