Лифты возвращаются в дома
Власти Владивостока поставили перед собой задачу уже в ближайшее время запустить в городе все подъемники
МНОГИЕ из нас давно привыкли (если не сказать, смирились), что в наших домах нет лифтов. Кое-где даже сломанные кабины предприимчивые горожане разобрали и сдали в качестве металлолома. Кроме того, и имеющиеся лифты постепенно стали отключать – подошел к завершению срок их эксплуатации.Все-таки срок службы подъемников составляет 25 лет, а устанавливали их в годах семидесятых, а то и в шестидесятых прошлого столетия, тогда же, когда сдавались дома. А если где-то кабины еще и работали, то в них страшно было зайти: разъедает глаза запах аммиака (чего уж скрывать, некоторые граждане использовали закрытые кабинки вместо туалета), стены черны от поджогов и творчества граффити, кнопки выжжены. Одним словом, счастливые обладатели квартир в домах с рабочими лифтами старались ими просто не пользоваться.Второй шанс для подъемниковСитуация постепенно начала исправляться в начале двухтысячных, постепенно лифты стали менять, но только в том случае, когда на то было решение суда. Однако переломным для модернизации городского лифтового хозяйства стал, пожалуй, 2008 год. В период с 2008-го по 2012-й заменили более 400 лифтов.Так, в 2010 году было заменено 135 лифтов, в том числе 101 подъемник установили в рамках программ капитального ремонта, проводимого в соответствии с федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Установка еще 34 лифтов была произведена на деньги муниципалитета.В 2011 году в рамках мероприятий по восстановлению лифтового хозяйства Владивостока на 2011-2012 годы, утвержденных распоряжением главы администрации Игорем Пушкаревым, заменено 55 лифтов. Проводится замена 62 новых лифтов в наших домах благодаря региональному проекту «Дом, в котором мы живем». И наконец, в рамках ведомственной целевой адресной программы «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока» на 2011 год в соответствии с федеральным законом № 185 проводится замена еще шести лифтов.В результате к концу прошлого года новые подъемники появились в домах на улицах Поселковой, Борисенко, Гульбиновича, Енисейской, Русской, Иртышской, Ильичева, Калинина, Кипарисовой, Надибаидзе, Окатовой, Спиридонова, Сахалинской, Тунгусской и многих других.Кроме того, в качестве спонсорской помощи ОАО «Карачаровский механический завод» в прошлом году заменил лифт в третьем подъезде жилого дома №153 на проспекте 100 лет Владивостоку, где проживают участники и инвалиды Великой Отечественной войны.И уже в этом году по заданию главы города Игоря Пушкарева количество длительно стоящих лифтов будет сведено к нулю. Всего же на этот год запланирована установка 116 лифтов. А именно: планируется заменить 82 кабины в рамках региональной программы «Дом, в котором мы живем». В соответствии со 185-м ФЗ будет заменено четыре лифта, и, наконец, на средства муниципалитета будут установлены тридцать новых подъемников.Цена вопросаПожалуй, основной вопрос, волнующий горожан: в какую сумму им обойдется установка лифтов? То, что граждане участвуют в оплате замены подъемников, сейчас уже и не обсуждается. Подавляющее количество квартир приватизировано, а значит, подъезды, лифты являются общедолевой собственностью. И в соответствии с Гражданским кодексом в редакции от 2005 года жильцы несут за нее полную ответственность, в том числе и материальную.Установка тридцати лифтов, инициированная городом и запланированная на этот год, идет полностью за счет городского бюджета и жителям ничего стоить не будет. А вот участие в программах – и в федеральной, и в региональной – предполагает некоторое софинансирование со стороны собственников.Как правило, участие каждой отдельно взятой квартиры в оплате установки подъемника зависит от метража этой самой жилплощади. Причем платят за установку лифта одинаково жители и первого, и последнего этажей.– Весь этот механизм подробно прописан в законе, – объясняет заместитель главы города – начальник управления содержания жилого фонда Владивостока Александр Табаченко. – Для примера: стоимость лифта составляет почти 1700000 рублей. Доля жильцов – 20 процентов, то есть 340000 рублей, которые делятся на суммарный метраж квартир, и уже после исходя из цены одного метра и площади конкретной квартиры исчисляется ее доля оплаты. Это то, что касается установки лифта по региональной программе.Впрочем, возможны и иные варианты. Бывают, например, ситуации, когда в трехкомнатной квартире живут два человека, а в двухкомнатной – пять, и все они активно пользуются лифтом.– В этом случае возможна некоторая корреляция, но она в компетенции общего собрания жильцов, – поясняет Александр Табаченко. – Ведь что ни дом, то особые условия, и подогнать их под смету можно только с помощью общего собрания. Но с точки зрения справедливости все завязано на площади, поскольку свидетельство о собственности выдается на квартиру, в которой указан именно метраж, а не число проживающих.К слову, общее собрание – это основная сила жильцов. Оно не только может внести коррективы в стоимость, но и решить: быть лифту или нет. И если большинство жильцов проголосовало «за», то остальным проживающим придется смириться с установкой лифта и с необходимостью ее оплачивать.Дотации к оплате установки лифтов по программам не предусмотрены. Однако есть иные механизмы решения. Лифт достаточно дорогое оборудование, но жить без него некомфортно, а для некоторых даже невозможно. Поэтому мы, понимая, что на граждан ложится большая и неравномерная финансовая нагрузка, настаиваем, чтобы подрядчики, лифтовые компании предоставляли какие-то скидки, льготы, рассрочки. И они на это идут, поскольку все понимают: установка, обслуживание лифтов – это бизнес, приносящий доход и лифтовым, и управляющим компаниям.Сметчики подсчитали: средняя доля одной квартиры в оплате одного лифта – 5000 рублей. Управляющие компании эту сумму разбивают на несколько месяцев и включают ее в квитанции. То есть единовременно 5000 с жильцов никто брать не будет, ее раскинут на несколько месяцев.Вандалам не по зубамНовые подъемники Карачаровского и Щербинского механических заводов обладают полностью автоматизированной системой управления, среди их достоинств – плавный запуск, бесшумное движение, усовершенствованная система безопасности. Городские власти уверены: прослужат такие подъемники долго.Кабины сделаны из антивандальных материалов. И стены, и кнопки – металлические, их сложно поцарапать и выжечь, а стены помимо всего прочего обработаны специальным покрытием, которое позволяет быстро смывать краску баллончиков. На практике это уже доказано.
Автор:
Лика ТКАЧЕНКО