У разбитого кефира

Знаете ли вы, читатель, что, если вы, проходя по супермаркету, задели сумкой банку и она упала, разбившись, платить за нее вы не обязаны?

8 февр. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3082 от 8 февр. 2012
60157251580d0b37a0d78e96dd1778bb.jpg

В ЦЕНТРАЛЬНЫХ СМИ прошла информация о том, что санитарные власти России опять озаботились нашими с вами правами и здоровьем. Мы, извините, еще выдохнуть не успели по поводу предыдущей заботы – мол, слишком много отдыхают россияне на Новый год, а тут новая напасть. Оказалось, что в магазинах, вероятно, скоро запретят нарезать продукты – мол, в машинках для нарезки образуется патогенная флора, которая потенциально способна быть опасной. Ну ясное дело, в целях соблюдения прав потребителя и защиты его, родимого, от любой опасности тут же созрела идея запретить нарезку продуктов в магазинах. Ибо…Я понимаю, что идея обязать те же магазины чаще мыть машины для нарезки или как-­то еще их обеззараживать в целях защиты здоровья потребителей, в головы санитарным врачам и прийти не могла. У нас в стране всегда так – запретить, да и дело с концом. Улучшать чего¬то там, бороться, требовать – дело долгое, от системы торговли, впитавшей в себя худшие уроки советского прошлого навсегда, добиться соблюдения всех правил не то чтобы нереально, а как­-то слишком длительно. А результатов-­то хочется прямо сейчас! Вот и запрещают все, до чего дотянутся.Что в итоге может иметь потребитель, рядовой покупатель, пришедший в магазин? Что ему продадут колбасу куском и придется, ежели, к примеру, на природе собралась компания и за продуктами по дороге заехала, на морозе эту колбасу ножом пилить или по очереди кусать. Ну и так далее… Вообще, ситуация с защитой прав потребителей в России постепенно превращается в жизнь под лозунгом «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» И не потому, что не принимаются законы и подзаконные акты, наоборот, их развелось довольно много, но вот добиваться, чтобы эти законы и прочие постановления выполнялись, должны почему-то в основном потребители. Лично и через суд. А связываться с судом хотят далеко не все. Законы у нас так написаны, что каждую строчку по пять раз читать надо, чтобы одно слово понять. А любой магазин всегда наймет себе адвоката, который в этих словесных хитросплетениях как рыба в воде. Так изложит, что ты еще сам магазину или там предпринимателю должен останешься. Значит, чтобы идти в суд, нужно или самому постараться и все же понять все юридические закавыки, или нанимать адвоката, платить денежку. Вот поневоле и задумаешься, надо ли огород городить.Да, увы – если вернуться к ситуации с нарезкой продуктов в супермаркетах – вряд ли можно ожидать, что в этих точках торговли машину для нарезки будут мыть так, как мы дома моем посуду. Но ведь во всем мире продают нарезанные продукты – я сама лично покупала! Значит, там нашли способ управления, сумели так воспитать владельцев магазинов, продавцов, уборщиц, что они осознали: плохая репутация для магазина – смерть, угроза закрытия, разорение. Значит, и у нас может в перспективе получиться, надо только не опускать руки. И контролирующе-запрещающим органам, и нам с вами. Всевозможным надзорным и карающим органам надо, наверное, меньше запрещать и больше требовать, находить новые методы работы, может, образовывать в конце концов работников торговли. Но что­-то же с ними делать надо! А то ни за что на свете не уйдем мы от реалий рассказа Антона Павловича Чехова «Надлежащие меры» - с «кисаньками-манюнечками», нежащимися в крупе. Очень, кстати, актуальный рассказ, сколько лет прошло, ни на йоту не потерял актуальности.Да и нам с вами, читатель, даже если не очень хочется, бороться за свои права следует. Или – как минимум – следует знать, на что мы имеем право, и не попадаться в сети ловких обманщиков.К примеру, знаете ли вы, читатель, что если вы, проходя по супермаркету, задели сумкой банку, бутылку и она упала, разбившись, платить за нее, как это сразу же вам скажет подбежавший администратор, вы не обязаны?Цитируем на всякий случай официальное разъяснение Роспотребнадзора: «Если вы случайно, без умысла, повредили принадлежащий магазину товар до момента его оплаты, например, задели стоящую на прилавке банку сока и она разбилась, то сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты ненамеренно испорченного товара.Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения.Риск случайной гибели или порчи вещей переходит на приобретателя (потребителя) одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не предусмотрено договором. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Следовательно, по общему правилу убытки (риск) в связи с гибелью или порчей вещей несет их собственник, но стороны могут установить в договоре иной порядок, например, что риск случайной гибели переходит на покупателя с момента уплаты ее стоимости.Риск случайной гибели имущества или случайного его повреждения согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ несет магазин, если иное не предусмотрено договором. В данном случае, до оплаты товара в кассе, собственником является магазин».Вы имеете право перебирать товар, проверять сроки годности и требовать от продавцов убрать с витрин товар с просроченными датами. Имеете право вернуть в магазин некачественный товар – к примеру, йогурт, под крышкой которого дома обнаружили плесень, даже если у вас не сохранился чек. Имеете право потребовать показать вам сертификаты на продукцию.А еще у нас есть самое главное право – рассказывать друзьям и родным о том, в каких местах нагло обманывают или продают некачественный товар. Чтобы друзья знали, чтобы тоже в это место – ни ногой. Может, если мы будем сами строже к торговле, если хотя бы так начнем наказывать их рублем, они все же начнут меняться? И тогда тем же санитарным врачам придется меньше запретов придумывать?

Автор: Лидия ИВАНОВА