Большие гонки Виктора Успенского

Отцу-создателю спидвейного «Востока» – 75!

27 янв. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3076 от 27 янв. 2012
2680c48e5a725a851ec107e571462cd7.JPG

У ОСНОВАТЕЛЯ спидвея в Приморье – заслуженного тренера России Виктора Успенского – юбилей. И еще одна знаковая дата в этом году: ровно полвека назад – летом 1962 года – «Восток» дебютировал в первом отечественном чемпионате. Выводил только что созданную команду в большой спидвей на мототреке тогда советского, а ныне незалежного Львова 25-летний гонщик Виктор Успенский, выступавший в роли играющего тренера. Сегодня наш город уже не мыслится без этого удивительного явления, имя которому – спидвей. Не счесть турниров самого высокого ранга, причем не только отечественных, но и зарубежных, в которых бы не выступали гонщики «Востока». Не счесть наград, добытых нашими мастерами – от российских до европейских и мировых. Сегодня уже в порядке вещей, что костяк сборной страны составляют востоковцы.У истоков всего этого стоял Виктор Успенский, тогда еще совсем молодой гонщик, мастер кроссовых гонок, чемпион СССР по гонкам на длинном треке. Познакомившись с только что пришедшим в Советский Союз новым видом спорта, он сразу понял: за спидвеем – будущее. Вместе со своими единомышленниками Рудольфом Богдановым, Вадимом Харамоновым и Владимиром Емельяновым он создает на базе спортивно-технического клуба Дальзавода команду по мотоциклетным гонкам на гаревой дорожке (термин «спидвей» хоть и был тогда в ходу, но вытеснит «старомодную» гарь гораздо позже). Руководство предприятия в лице Героя Соцтруда Деева дало добро на модернизацию заводского стадиона «Авангард» с учетом спидвейных требований. Особняком в богатом послужном списке «Востока» стоит сезон в 1972 году. Прежде ни один вид спорта из городов восточнее Урала не мог похвастать золотым успехом на командном уровне. Сколько ни рвались сибирские и дальневосточные коллективы – покорить вершину не удавалось. Первым, кто нарушит эту «традицию», станет наш «Восток». В труднейшем по накалу чемпионате СССР 1972 года «Восток» завоевал золотые медали. До сих пор среди болельщиков ходят легенды об этом историческом сражении, развернувшемся на дорожке стадиона «Авангард». Спустя год будет установлен рекорд, который российскими гонщиками не побит до сих пор: в финал личного чемпионата мира (аналог современного Гран-при) пробились два гонщика «Востока» – Павлов и Заплешный. В числе 16 асов мирового спидвея только один город – Владивосток был представлен двумя участниками.Будет еще немало ярких, впечатляющих достижений в тренерской биографии Успенского, но, пожалуй, самое главное, точнее, наверное, даже его спортивный подвиг, – спасение команды. В середине 80-х годов в эпоху пресловутой перестройки команда оказалась под угрозой исчезновения: отняли стадион и вообще предложили убираться восвояси. Начнутся долгие годы мытарств по стране. Им предлагали перебраться всей командой в любой город, сулили заманчивые условия, квартиры. Заикнись Успенский – оторвали бы с руками и ногами, но наставник и его бойцы оставались верными Приморью, родному Владивостоку. Целых десять лет, долгих и мучительных, ждали гонщики и их поклонники возвращения. И справедливость восторжествовала – команда вернулась в родной город. Очень скоро, как будто и не было перерыва, востоковцы заняли привычное место в стане лидеров российского спидвея, продолжая радовать своим высоким мастерством преданных болельщиков.Многое за эти годы перенес наставник: и неверие, и равнодушие, и просто наплевательское отношение. Борьба за место под солнцем не прошла даром, не избежал даже инфаркта.Сегодня Виктор Михайлович на заслуженном отдыхе, но разве может ветеран не бывать в родном гнезде? Частенько наведывается в клуб, по мере сил помогает нынешнему руководству – директору клуба Цыбулину, старшему тренеру, своему ученику Столярову. – Его слова и добрый совет, – говорит Игорь Столяров, – поистине бесценны для нашего коллектива. Многая вам лета, Виктор Михайлович, крепкого здоровья и отличного самочувствия!