Советов нет – совок остался

КАК-ТО УЖЕ и позабылось, что такое стоять всю ночь в очереди за колбасой, про единственный сорт сыра – «Сыр», про взаимное хамство продавцов и покупателей под вывеской «Продавец и покупатель, будьте взаимно вежливы!» Но нет-нет да и настигнет внезапный совок там, где его совсем не ждешь…

20 янв. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3072 от 20 янв. 2012

В магазине, где привычно приобретаю продукты, где доброжелательный персонал, выбираю докторскую колбасу – граммов на 600. Продавец не достает лежащую на витрине – ту, что понравилась, а берет товар из холодильника. Взвешивает: почти 900 граммов. Говорю, что много, столько не съесть, испортится. Из холодильника извлекается второй кусок, граммов на 400. Мало, говорю, мне бы 600… На что получаю твердый, как гранит, ответ: резать не буду, ходят тут всякие, выламываются!Откуда это в ней, на вид лет 30? Воспоминания о трудном детстве? С молоком матери впиталось? И ведь не одна она такая в «рыночном» сегодня, когда мы – потребители – кормим и поим торгового работника, водителя автобуса, слесаря, машиниста, оператора сотовой связи – любого поставщика услуг.Вспомните, когда вам последний раз приходилось сталкиваться с тоскливым: «Сдачи нет»? Вчера, сегодня? Идешь, рассчитываешь по пути на работу что-то взять: воду, сок, сигареты, чай или кофе. А тебе в лоб: «Сдачи нет!» И все, вали отседова с испорченным настроением. И в утреннем автобусе могут наорать по этому же поводу. Да где угодно. Представить такое в иных пределах просто невозможно. В том числе и в коммунистических Китае и Вьетнаме, где если у продавца и не будет сдачи, то он быстро у коллег ее найдет. С любой купюры, на любую покупку.А вот еще чудо советских времен под названием «обеденный перерыв». Не понимаю, как можно целые отделы сферы услуг закрывать на обед. Им что, деньги, уплаченные в этот час, не нужны? Или обедать необходимо непременно в течение часа, а не то ноги подкосятся?Особо милая форма – питие чая на виду у покупателя, томящегося в ожидании, когда же продавец соизволит оторваться от кружки. На робкое: «Будьте любезны…» – «Не видите, у нас перерыв?» Может, я в чем-то не прав, но мне почему-то кажется, что, видя потенциального клиента, о чае стоит забыть, иначе выручка уйдет.Впрочем, есть примеры и другого рода, когда менеджеры или продавцы до того назойливы, что просто хочется бежать прочь… И это тоже своего рода «совок» – бескультурье, хамство, абсолютно наплевательское отношение к клиенту, покупателю. Когда человек человеку – волк.Одно радует, что по прошествии лет этого далеко не лучшего наследия Страны Советов все меньше и меньше. Что за сосиски люди больше не дерутся, а ветчину или сервелат не надо «доставать». Только все оно как-то долго «выветривается». Благо, что выбор есть: нарвался на совка – и бог с ним, в соседнем магазине отоварюсь, а к совку и другим ходить отсоветую.