Электрички ходят переполненными. Убытками

Железнодорожники поведали о том, что ждет пассажиров электропоездов в новом году

19 янв. 2012 Электронная версия газеты "Владивосток" №3071 от 19 янв. 2012
7d29d3451a599ab349c2a588c663540d.JPG

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ обещают к лету добавить вагонов в электропоездах пригородного сообщения, возобновить работу городской электрички, открыть в электропоездах повышенной комфортности уголки читателя.В компании ОАО «Экспресс Приморья», занимающейся пригородными перевозками, на днях подвели итоги работы за прошлый год, наметили планы на этот и сообщили о том журналистам.Пассажиров возить – дело не прибыльноеВ 2011 году электрички ОАО «Экспресс Приморья» перевезли 12,5 млн пассажиров, что на 600 тысяч больше, чем в 2010 году. Несмотря на увеличение пассажиропотока, убытки компании составили 350 млн рублей (всего с начала деятельности ОАО с 2005 года – свыше 1 млрд рублей). Такая сумма сложилась из¬за отсутствия дотации, поскольку компания, по уверению железнодорожников, реализует билеты по цене в три раза ниже себестоимости.Пассажирские перевозки всегда были убыточными, а самовольно устанавливать расценки монополистам, каковым считается и ОАО, не позволено. Ранее расходы на них покрывались за счет грузовых перевозок, но в ходе реформирования системы РЖД эти структуры были выделены в отдельные коммерческие компании. В федеральном бюджете заложены суммы на покрытие издержек пассажирских предприятий, занимающихся пригородными перевозками. Однако, чтобы получить эти средства, владельцы парка пригородных поездов должны заключить соответствующие транспортные договоры с региональной властью.По словам заместителя генерального директора по пассажирским перевозкам ОАО «Экспресс Приморья» Константина Шелухина, с конца прошлого года компания расширила сферу обслуживания и теперь является перевозчиком пассажиров не только в Приморье, но и в Хабаровском крае, Еврейской автономии и Амурской области.На сегодняшний день документы на транспортное обслуживание подписаны со всеми регионами, входящими в сферу обслуживания ОАО, кроме Приморского края. Проект договора уже долгое время находится на рассмотрении в краевой администрации, но что именно стало препятствием для его своевременного согласования, в дирекции ОАО пояснить отказались. Между тем на Втором железнодорожном съезде, прошедшем в ноябре прошлого года в Москве, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заметил, что в регионах ведется напряженная дискуссия с властями относительно объемов пригородных перевозок и способов компенсации расходов на пригородные перевозки.Не все регионы подписали соглашения о полной компенсации убыточных пригородных перевозок. Правительство выделило 25 миллиардов рублей на то, чтобы компенсировать убытки компаниям­перевозчикам. Однако, по словам Якунина, не во всех регионах удается достичь понимания.Вагоны сгрызли «зайцы»За прошлый год в пригородных поездах 74 штатных контролера «Экспресс Приморья» выявили 39 тысяч «зайцев». Помимо финансовых убытков, которые приносят компании безбилетники, страдают и добросовестные граждане. В летнее время пассажиры, вынужденные тесниться, а то и давиться в электричках, бурно возмущались по поводу сокращения количества вагонов в пригородных поездах.Так вот, свою негативную роль в «обрезании» составов сыграли безбилетники. Оказывается, количество вагонов в поездах просчитывают исходя из количества проданных билетов на тот или иной маршрут, а не по числу реально перевезенных пассажиров. Тем не менее сокращать составность электричек в будущем не планируется. Сейчас по Приморью курсируют 26 пар поездов пригородного сообщения, в летнее время будут введены дополнительные, так называемые дачные маршруты и увеличено количество вагонов в поездах.Еще одно приятное сообщение: в ближайшее время стоимость проезда на электричке увеличивать не планируется. Последний раз тарифы на пассажирские перевозки поднимали в 2009 году, и сейчас в Приморье они одни из самых низких на Дальнем Востоке.Базар на колесахДо сих пор не решена проблема несанкционированной торговли в электропоездах, а также курения и вандализма. Разносчиков различного съедобного, промышленного товаров, садового инвентаря и посадочного материала высадить за незаконную торговлю в электричке не могут, поскольку практически у всех имеется билет на проезд. Хотя примеры наведения в этом деле должного порядка имеются. По словам менеджера по коммуникационной деятельности ОАО «Экспресс Приморья» Ирины Сапрыкиной, в Новосибирске, например, схожая проблема уже улажена. Там хаотичное движение лоточников по поездам смогли упорядочить: заставили оформить все разрешительные документы на соответствующий вид деятельности. А тех, у кого таковых нет, безжалостно высаживают, как бы те ни размахивали приобретенными билетами.За прошлый год отмечено восемь случаев вандализма, когда были основательно изувечены вагоны: разбомблены сиденья, окна, исписаны стены. По всем фактам заведены уголовные дела, сумма ущерба составила порядка трех миллионов рублей.Электрички вернутся в городКонстантин Шелухин отметил, что с администрацией Владивостока у компании «Экспресс Приморья» складываются конструктивные отношения. Достигнута договоренность о дотировании социально значимых перевозок в пределах городской территории. Так, по действующему маршруту Луговая – Угольная стоимость проезда обходится пока в 43 рубля. Ожидается, что доплаты мэрии позволят снизить цену на билет до 15 рублей. Также обсуждается возможность возобновления маршрута мыс Чуркин – станция Владивосток с промежуточной остановкой на Военном шоссе. Ожидается, что городская электричка будет курсировать в утренние и вечерние часы – один рейс утром и один вечером. Кто повезет в аэропорт?До сих пор неизвестно, кто будет заниматься интермодальными перевозками по маршруту «Владивосток – международный аэропорт Кневичи». Строительством и обустройством новой железнодорожной линии протяженностью 4,1 км, а также модернизацией существующей инфраструктуры, которая свяжет столицу Приморского края с аэропортом, занимается сейчас Дальневосточная железная дорога.Напомним, что проект предусматривает возведение железнодорожных путей и пассажирских терминалов на станции Владивосток и в самом аэропорту Кневичи. Аналогичные пассажирские комплексы планируется построить на станциях Вторая Речка, Угольная и остановочном пункте Аэропорт. Кстати, из¬за реконструкции железнодорожной инфраструктуры с 11 января 2012 года изменилось зимнее расписание движения пригородных электропоездов. Нововведения коснулись времени отправления, движения в пути, но не затронули маршрутов и составности электропоездов. Ремонтные работы стали причиной нестабильности графика движения поездов, корректировки по времени будут периодически вноситься и далее, вплоть до мая этого года, когда планируется ввести в строй новую ветку.В самые ближайшие дни железнодорожники ждут прибытия в краевой центр первого из планируемых четырех электропоездов повышенной комфортности в 4¬вагонном исполнении серии ЭД9МК.В столице пока еще не пришли к окончательному решению, кто будет заниматься перевозкой пассажиров в аэропорт и обратно. Возможно, этим займется «Экспресс Приморья» либо ООО «Аэроэкспресс», которое перевозит пассажиров из столичных аэропортов к железнодорожным вокзалам Москвы и берет за получасовую поездку более 300 рублей. Не исключен приход сюда и совершенно новой компании. А потому пока никто не сможет назвать периодичность, с которой будут ходить аэроэкспрессы и во сколько обойдется поездка.

Автор: Александр КАРАСЕВ