Электрички ходят переполненными. Убытками
Железнодорожники поведали о том, что ждет пассажиров электропоездов в новом году
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ обещают к лету добавить вагонов в электропоездах пригородного сообщения, возобновить работу городской электрички, открыть в электропоездах повышенной комфортности уголки читателя.В компании ОАО «Экспресс Приморья», занимающейся пригородными перевозками, на днях подвели итоги работы за прошлый год, наметили планы на этот и сообщили о том журналистам.Пассажиров возить – дело не прибыльноеВ 2011 году электрички ОАО «Экспресс Приморья» перевезли 12,5 млн пассажиров, что на 600 тысяч больше, чем в 2010 году. Несмотря на увеличение пассажиропотока, убытки компании составили 350 млн рублей (всего с начала деятельности ОАО с 2005 года – свыше 1 млрд рублей). Такая сумма сложилась из¬за отсутствия дотации, поскольку компания, по уверению железнодорожников, реализует билеты по цене в три раза ниже себестоимости.Пассажирские перевозки всегда были убыточными, а самовольно устанавливать расценки монополистам, каковым считается и ОАО, не позволено. Ранее расходы на них покрывались за счет грузовых перевозок, но в ходе реформирования системы РЖД эти структуры были выделены в отдельные коммерческие компании. В федеральном бюджете заложены суммы на покрытие издержек пассажирских предприятий, занимающихся пригородными перевозками. Однако, чтобы получить эти средства, владельцы парка пригородных поездов должны заключить соответствующие транспортные договоры с региональной властью.По словам заместителя генерального директора по пассажирским перевозкам ОАО «Экспресс Приморья» Константина Шелухина, с конца прошлого года компания расширила сферу обслуживания и теперь является перевозчиком пассажиров не только в Приморье, но и в Хабаровском крае, Еврейской автономии и Амурской области.На сегодняшний день документы на транспортное обслуживание подписаны со всеми регионами, входящими в сферу обслуживания ОАО, кроме Приморского края. Проект договора уже долгое время находится на рассмотрении в краевой администрации, но что именно стало препятствием для его своевременного согласования, в дирекции ОАО пояснить отказались. Между тем на Втором железнодорожном съезде, прошедшем в ноябре прошлого года в Москве, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заметил, что в регионах ведется напряженная дискуссия с властями относительно объемов пригородных перевозок и способов компенсации расходов на пригородные перевозки.Не все регионы подписали соглашения о полной компенсации убыточных пригородных перевозок. Правительство выделило 25 миллиардов рублей на то, чтобы компенсировать убытки компаниямперевозчикам. Однако, по словам Якунина, не во всех регионах удается достичь понимания.Вагоны сгрызли «зайцы»За прошлый год в пригородных поездах 74 штатных контролера «Экспресс Приморья» выявили 39 тысяч «зайцев». Помимо финансовых убытков, которые приносят компании безбилетники, страдают и добросовестные граждане. В летнее время пассажиры, вынужденные тесниться, а то и давиться в электричках, бурно возмущались по поводу сокращения количества вагонов в пригородных поездах.Так вот, свою негативную роль в «обрезании» составов сыграли безбилетники. Оказывается, количество вагонов в поездах просчитывают исходя из количества проданных билетов на тот или иной маршрут, а не по числу реально перевезенных пассажиров. Тем не менее сокращать составность электричек в будущем не планируется. Сейчас по Приморью курсируют 26 пар поездов пригородного сообщения, в летнее время будут введены дополнительные, так называемые дачные маршруты и увеличено количество вагонов в поездах.Еще одно приятное сообщение: в ближайшее время стоимость проезда на электричке увеличивать не планируется. Последний раз тарифы на пассажирские перевозки поднимали в 2009 году, и сейчас в Приморье они одни из самых низких на Дальнем Востоке.Базар на колесахДо сих пор не решена проблема несанкционированной торговли в электропоездах, а также курения и вандализма. Разносчиков различного съедобного, промышленного товаров, садового инвентаря и посадочного материала высадить за незаконную торговлю в электричке не могут, поскольку практически у всех имеется билет на проезд. Хотя примеры наведения в этом деле должного порядка имеются. По словам менеджера по коммуникационной деятельности ОАО «Экспресс Приморья» Ирины Сапрыкиной, в Новосибирске, например, схожая проблема уже улажена. Там хаотичное движение лоточников по поездам смогли упорядочить: заставили оформить все разрешительные документы на соответствующий вид деятельности. А тех, у кого таковых нет, безжалостно высаживают, как бы те ни размахивали приобретенными билетами.За прошлый год отмечено восемь случаев вандализма, когда были основательно изувечены вагоны: разбомблены сиденья, окна, исписаны стены. По всем фактам заведены уголовные дела, сумма ущерба составила порядка трех миллионов рублей.Электрички вернутся в городКонстантин Шелухин отметил, что с администрацией Владивостока у компании «Экспресс Приморья» складываются конструктивные отношения. Достигнута договоренность о дотировании социально значимых перевозок в пределах городской территории. Так, по действующему маршруту Луговая – Угольная стоимость проезда обходится пока в 43 рубля. Ожидается, что доплаты мэрии позволят снизить цену на билет до 15 рублей. Также обсуждается возможность возобновления маршрута мыс Чуркин – станция Владивосток с промежуточной остановкой на Военном шоссе. Ожидается, что городская электричка будет курсировать в утренние и вечерние часы – один рейс утром и один вечером. Кто повезет в аэропорт?До сих пор неизвестно, кто будет заниматься интермодальными перевозками по маршруту «Владивосток – международный аэропорт Кневичи». Строительством и обустройством новой железнодорожной линии протяженностью 4,1 км, а также модернизацией существующей инфраструктуры, которая свяжет столицу Приморского края с аэропортом, занимается сейчас Дальневосточная железная дорога.Напомним, что проект предусматривает возведение железнодорожных путей и пассажирских терминалов на станции Владивосток и в самом аэропорту Кневичи. Аналогичные пассажирские комплексы планируется построить на станциях Вторая Речка, Угольная и остановочном пункте Аэропорт. Кстати, из¬за реконструкции железнодорожной инфраструктуры с 11 января 2012 года изменилось зимнее расписание движения пригородных электропоездов. Нововведения коснулись времени отправления, движения в пути, но не затронули маршрутов и составности электропоездов. Ремонтные работы стали причиной нестабильности графика движения поездов, корректировки по времени будут периодически вноситься и далее, вплоть до мая этого года, когда планируется ввести в строй новую ветку.В самые ближайшие дни железнодорожники ждут прибытия в краевой центр первого из планируемых четырех электропоездов повышенной комфортности в 4¬вагонном исполнении серии ЭД9МК.В столице пока еще не пришли к окончательному решению, кто будет заниматься перевозкой пассажиров в аэропорт и обратно. Возможно, этим займется «Экспресс Приморья» либо ООО «Аэроэкспресс», которое перевозит пассажиров из столичных аэропортов к железнодорожным вокзалам Москвы и берет за получасовую поездку более 300 рублей. Не исключен приход сюда и совершенно новой компании. А потому пока никто не сможет назвать периодичность, с которой будут ходить аэроэкспрессы и во сколько обойдется поездка.
Автор: Александр КАРАСЕВ