Уникальным мостам – достойную сопку
На фоне грандиозного моста теряется вершина Орлиной. Пока...
Деловой центр «Владивосток-сити», туристско-рекреационная зона или еще один жилой микрорайон? Будущую застройкусопки Орлиной обсудили маститые зодчие на заключительном в этом году заседании Градостроительного совета под руководством главы города Игоря Пушкарева.В повестке дня значилось два проекта – «Планировка территории в районе Некрасовского переулка во Владивостоке» и «Строительство кафе на ул. Суханова, 32-б».Начали с сопки Орлиной. Планировочный проект – один из самых масштабных, рассматриваемых когда-либо Градостроительным советом, площадь застройки составляет свыше 90 гектаров, причем в самом центре города. Территория захватывает участки улиц Гоголя, Уборевича, Суханова, Нерчинской, Державина, Прапорщика Комарова, Аксаковского и Некрасовского переулков, проспектов Партизанского и «Красного знамени». Коллектив проектировщиков во главе с руководителем Центра архитектурно-строительных исследований и проектирования РААСН Александром Кареповым предлагают террасную застройку сопки с учетом уже сложившейся здесь организации территории, центром которой является природный хребет Орлиной. На нижней ступени планируется расположить организации краевого и городского значения, социального обслуживания населения микрорайона, существующие жилые дома и зеленые насаждения. Отмечалось, что на первом ярусе высота построек не должна превышать 912 этажей. На среднем уровне располагаются объекты жилых комплексов уже повышенной этажности, которые и призваны формировать силуэт сопки. Здесь уже высится элитный жилой дом «Орлиное гнездо», его дополнят комплексы «Северный» и «Западный». На среднем уровне намечено обустройство нагорного парка, который сможет вместить одновременно примерно 1300 человек, а также других ландшафтных уголков. Особое внимание проектировщики уделили верхнему ярусу сопки. Возводимый мостовый переход через бухту Золотой Рог столь грандиозен, что на его фоне теряется одна из красивейших вершин Владивостока. Проектанты решили зрительно вытянуть Орлиную сопку строительством комплекса многоэтажек. Он будет состоять из трех высоток общественно-делового и развлекательного назначения, которым уже даны имена: «Владивосток», «Амурский залив» и «Восточная столица». Здания намечено расположить вокруг многофункциональной общественной телевышки. Таким образом, будет создана своеобразная «корона» на вершине Орлиной сопки, сопоставимая по масштабам и гармонично сочетающаяся с уникальным мостом. Учитывая крутизну склонов сопки, полноценный автобусный маршрут здесь не полагается. Но зато Орлиную опояшет монорельсовая дорога или канатная, кроме того, будут проложены пешеходные аллеи. Также представленный проект предусматривает строительство новой школы, двух детских садов. Вместо ветхих построек и разномастных гаражных боксов и сараюшек появятся новые парковки и подземные гаражи общей вместимостью более чем на пять тысяч мест. Авторы предложили три варианта концепции застройки – на 10, 12 или 15 тысяч жителей. Сегодня в указанных границах улиц проживает порядка шести тысяч горожан. Умный в гору не пойдет… Эксперты однозначно положительно оценили попытку заказчика и проектантов комплексно освоить территорию вместо раздражающих жителей краевого центра «нахалок» – точечных застроек. Это стало огромным плюсом проекта. Вот только концепция застройки вызвала ряд нареканий собравшихся архитекторов, подрядчиков и специалистов управления градостроительства и архитектуры администрации города. Одним из ключевых вопросов стало обсуждение перспективного развития дорожно-транспортных схем в этом районе: здесь, безусловно, нужны новые дороги различных направлений, учитывающих при этом сложный рельеф сопки. Часть экспертов высказалась за то, чтобы в перспективе не развивать здесь жилищное строительство, а отдать территорию под общественно-деловые объекты и рекреацию. – Думаю, что надо поддержать идею создания на сопке мощного делового центра «Владивосток-сити», – высказал мнение член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Валентин Аникеев. – Этот микрорайон малопригоден для жилья: огромные ветровые нагрузки на высоте, также крутой подъем-спуск не позволяют обеспечить обслуживание жилых районов общественным транспортом. Нет ни одной дороги для больших маршрутных автобусов, а предлагаемая канатная дорога имеет мизерную пропускную способность. Профессор Международной академии архитектуры Владимир Плоткин предложил развивать данную территорию как рекреационно-туристическую площадку. – В трех планируемых здесь многофункциональных развлекательных центрах будет сконцентрировано то, чего в городе не хватает для привлечения туристов, – игровые территории, аквапарки, спортивные комплексы, другое, – заметил Владимир Плоткин. – А жилье необходимо здесь сокращать, постепенно выводя его с этой территории. Их коллеги, наоборот, выразили мысль, что только районы с жильем по-настоящему «живут» и динамично развиваются, тогда как сугубо деловые моно-кварталы неперспективны в плане эффективного их освоения инвесторами. К тому же в нерабочее и темное время суток в центре города будет зиять черная дыра вместо залитой светом ночной жизни сопки. В поле обсуждения специалистов попали и нынешние общежития и учебные здания ДВФУ. Согласно планам после переезда университета на остров Русский строения будут выставлены на продажу, и тогда инвестор будет решать вопрос об их новом функциональном использовании. Кстати, когда зашел разговор об учебном корпусе бывшего технического университета, в котором учились или преподавали большинство членов Градостроительного совета, то практически все высказались за то, чтобы снести либо перестроить альмаматер. Поскольку здание не представляет собой архитектурной и эстетической ценности, но при этом расположено на площадке, откуда открывается шикарный вид на Владивосток. Логичнее обустроить здесь комплекс зданий общественного значения. Подводя итог обсуждения, председатель Градостроительного совета Анатолий Мельник подчеркнул, что проект планировки этой значимой для города территории – исключительно важный документ, который призван установить основные направления для его перспективного развития. Такого рода проекты планировки должны в итоге быть разработаны, а затем и утверждены для большинства городских территорий, что позволит заранее планировать застройку, упорядочить использование земельных участков, сбалансировать развитие районов.Шикарный вид без парковки не соблазнит Второй проект, который рассмотрели члены Градостроительного совета, гораздо менее масштабный, но также достаточно интересный – это кафе на 50 мест в центре города, в районе улицы Суханова, 32б, неподалеку от верхней площадки фуникулера. Группа молодых архитекторов предложила создать здание в форме приоткрытой раковины морского гребешка, насаженной на опоры, стилизованные под пилоны расположенного по соседству моста через Золотой Рог. Основная терраса кафе нависает над склоном сопки. Опытные специалисты оценили творческий подход молодых коллег, отметив, что городу остро не хватает ресторанов и кафе с панорамным обозрением. Данный проект разбавил бы дефицит заведений с прекрасным видом на Золотой Рог. При этом архитекторами был высказан целый ряд серьезных замечаний. Например, востребованность заведения существенно снизит сложный проезд к нему, а также недостаток парковочных мест. Эксперты дали профессиональные рекомендации для доработки проекта. Отметим, что в работе Градостроительного совета принял участие московский архитектор, удостоенный звания «Архитектор года2010» и награжденный другими профессиональными премиями и дипломами, автор известных проектов как в России, так и за рубежом, профессор Международной академии архитектуры Владимир Плоткин, который теперь официально стал членом владивостокского градсовета. Гость дал высокую оценку тем работам, которые проведены в уходящем году в рамках реконструкции морского фасада, подчеркнув, что были созданы качественные проекты скверов, набережных, центральных улиц, применены долговечные, натуральные, солидные материалы. В итоге объекты выглядят в высшей степени достойно и с большим вкусом.
Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»