Делать деньги станет веселей
Принятые поправки к законам должны сделать условия ведения бизнеса более простыми
В краевом управлении Федеральной антимонопольной службы обсудили вопросы, связанные с подписанием законов, входящих в третий антимонопольный пакет. О том, как нововведения будут воплощаться в жизнь и как отразятся на бизнес-сообществе Приморского края, отвечали руководитель управления Сергей Вялых и его заместитель Дмитрий Абросимов.Меру ответственности дифференцировалиНапомним: в начале декабря президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также нововведения коснулись Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях и ряда других законодательных актов. При реализации изменений второго антимонопольного пакета мы столкнулись с тем, что за некоторые нарушения ответственность была несоизмеримой, сообщил Вялых. Допустим, сетевая организация пропустила срок технологического присоединения. Это нарушение закона «О защите конкуренции», наказание за которое оборотный штраф. Выручка сетевой компании достаточно большая, процент от нее составляет несколько миллионов. Но факт в том, что несколько дней пропуска – это формальное нарушение, которое не влияет на местный рынок. Поэтому с этой точки зрения норма административного наказания была дифференцирована. Наказание за небольшие правонарушения смягчили, однако для злостных нарушителей антимонопольного законодательства оборотные штрафы оставили. Примерно такое же разделение произошло с соглашением и согласованными действиями. Помимо этих существенных изменений третий антимонопольный пакет законов уточнил ряд понятий, таких, например, как «хозяйствующий субъект», «экономическая деятельность».Административные барьеры снизятся Как заметили представители антимонопольной службы, у третьего пакета законов можно выделить два направления – с одной стороны, они приняты для совершенствования законодательства, с другой – для ослабления административной нагрузки на бизнес. В частности, значительно увеличено пороговое значение стоимости активов для необходимости предварительного согласования сделок с антимонопольной службой. Эта планка повысилась с 3 до 7 млрд рублей. Это означает следующее. Например, есть предприятие, которое занимается производством кирпича, и есть другое предприятие, которое выпускает стеновые панели. Эти группы товаров объединяет то, что они являются ограждающими конструкциями при строительстве зданий. Компания, которая занимается кирпичом, решила купить производителя стеновых панелей. Если их активы в совокупности составляют более 7 млрд, тогда они должны получить разрешение на сделку в антимонопольной службе. Вообще у нас два критерия – величина актива и нахождение организации в реестре субъектов, доминирующих на рынке, уточнил Абросимов. – Иначе этот перечень можно назвать реестром компаний, важных для рынка. Туда может попасть компания, которая имеет даже не миллиардный оборот, а буквально тысячный. Например, если электроснабжающая компания гденибудь в Арсеньеве одна-единственная, она будет у нас в реестре. Недавно наше управление занималось исследованием двух рынков, пояснил Вялых. Одна из организаций обратилась в ФАС за разрешением на приобретение контрольного пакета акций Владивостокского морского торгового порта. Организацией этой было Дальневосточное морское пароходство, головной офис которой находится в Москве. В УФАС сочли, что при производственной цепочке, когда грузы доставляет сам монополист, он же их обрабатывает и доставляет до конечного потребителя, возможны злоупотребления положением на рынке. Так что компания получила предписания о поведенческих условиях на двух листах. Кстати, некоторое время назад Приморнефтепродукт также получил предписание, в соответствии с которым они обязаны уведомлять нас, когда у них повышается стоимость реализуемого на автозаправках автомобильного топлива на определенную величину – 5 процентов за три месяца. Они это предписание выполняют, предоставляют нам каждый раз документы, а мы проверяем обоснованность роста цены.С торгами и штрафами все понятноЕще одно важное изменение, которое включено в третий антимонопольный пакет законов, – это уточнение процедуры проведения торгов. Во-первых, она вся подробно прописана, в результате чего торги должны стать абсолютно открытыми, а во-вторых, разъяснена процедура обжалования итогов. Кроме того, у сотрудников ведомства впервые появились полномочия давать предостережения о нарушении антимонопольного законодательства. Раньше закон был прям и суров: нарушил законодательство, хочешь не хочешь – получи оборотный штраф, пояснили специалисты. Сейчас, если мы видим, что какие-то действия могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, можем дать предостережение, как это делает прокуратура. Также изменился порядок расчета вышеупомянутых оборотных штрафов. Раньше штраф налагался в размере от 0,01 до 0,15 процента суммы выручки предприятия-нарушителя. Для многих компаний это гигантские деньги, поэтому сумма могла варьироваться, например, в промежутке от 1 до 15 млн рублей. Это создавало предпосылки для коррупции. Антимонопольная служба боролась с этим как могла, давала рекомендации для расчета штрафов, но суд их не принимал во внимание. Поэтому чаще всего штрафы накладывались по минимальной планке. Теперь порядок расчета узаконен: есть отягчающие обстоятельства, есть смягчающие. Как пообещали сотрудники управления, теперь все будет прозрачно и для антимонопольщиков, и для нарушителей, и для суда. Конечно, никто не говорит, что завтра мы начнем жить по-новому и все будет прекрасно, считают в Приморском УФАС. Но очередной шаг к цивилизованному ведению бизнеса сделан.
Автор: Ольга СИРОТКИНА