Морякам светит «вышка»
Мореходов, не имеющих диплома о высшем морском образовании, не будут допускать к работе на маршрутах дальнего плавания
Тема эта не нова, обсуждают ее моряки уже года три, но обострилось обсуждение после того, как в ноябре этого года Минтранс на своем сайте опубликовал новое положение о порядке дипломирования членов экипажей морских судов. Причиной появления положения стали так называемые манильские поправки к Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Именно этим изменениям и был посвящен круглый стол, прошедший на днях на борту ледокола «Адмирал Макаров».– Этим положением наносится серьезный удар по среднему специальному образованию, – пояснил собравшимся один из выступающих, заместитель председателя профкома Валерий Березинский. – Так, согласно положению среди документов, которые необходимо представить для получения тех или иных дипломов или повышения квалификации, требуется документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения. Судоводитель, не имеющий высшего образования, может работать только на судах прибрежного плавания.Еще жестче положение подошло к требованиям к судовым механикам. Без документа о морском высшем образовании специалист вовсе не имеет права занимать эту должность. Без корочки о высшем образовании он сможет работать только мотористом. Между тем на сегодняшний день в ДВМП только 25 процентов командного состава имеют среднее специальное образование. Это без малого триста человек. Между прочим, замечательные специалисты. И если положение будет принято, с 2017 года компания лишится этих специалистов, а те, в свою очередь, вынуждены будут уйти в прибрежный флот или перейти на рядовые должности. Между тем, согласно неофициальной информации, решая свои проблемы, моряки-дальневосточники готовятся получать свои рабочие документы в Сингапуре или в Маниле – законодательство это позволяет делать. По словам представителей Владивостокского морского техникума, появление положения проекта о дипломировании является губительным для всех средних морских учебных заведений. Потенциальные абитуриенты, да и курсанты, которые уже учатся, узнав о том, что их диплом позволит работать только на судах прибрежного плавания, задумаются: а нужен ли им такой диплом? Преподаватели выразили опасение, что в результате принятия документа будут как класс ликвидированы средние технические морские учебные заведения, как в свое время были ликвидированы производственно-технические.– Качество подготовки моряков должен определять судовладелец, – утверждает директор техникума Владимир Манько. – Они должны исходя из потребностей компании привлекать специалистов либо со средним специальным, либо с высшим образованием. Немаловажен вопрос и о сроках подготовки специалистов. Согласно мировому опыту для получения первичного диплома на уровне эксплуатации достаточен срок в 23 года. Государству следует подумать, стоит ли вкладывать в подготовку специалиста огромные деньги, обучая его пять лет, если можно достичь того же результата за более короткие сроки.– Это решение для многих станет запретом на профессию, – заявил главный механик ледокола «Красин». При этом специалистов на флоте не хватает. Среднее образование дает человеку возможность почувствовать, что это работа для него или нет! И дает возможность вовремя уйти. Высшее образование получают достаточно много людей, но не все они идут на флот, потому что, проучившись пять лет, понимают: не мое! И находят себя в другой профессии.
Автор: Анжелина ШИЛАН