Белые флаги на АЗС

Топлива на заправках в крае сегодня хватает, однако вопросы остаются

8 дек. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3051 от 8 дек. 2011
688d599c06c1a095c80f65786936b5cf.jpg

В первых числах декабря во Владивосток пришли железнодорожные составы с топливом. Этого количества, как отмечают участники рынка, хватит до середины месяца, а там прибудет очередная партия. Если, конечно, нефтепоезд не застрянет в грузовом потоке, нарастающем на ДВжд в канун Нового года как снежный ком. Кроме снижения пропускной способности железной магистрали беспокоит королей бензоколонок и вступивший в силу с 7 декабря запрет на проезд по гостевому маршруту Владивостока в дневное время большегрузных автомобилей (см. «В» №183 от 25.11.2011г.). Вето распространяется и на бензовозы, доставляющие топливо к заправочным станциям.По гостевому маршруту расположено около 10 АЗС нашей компании. При этом мы заправляем не только частников, но и автомобили скорой помощи, МЧС, аварийных и оперативных служб, уверил «В» представитель сети АЗС. – К каждой заправке бензовозы приезжают 12 раза в сутки. В ажиотажные периоды а таковыми всегда были и предновогодние дни пополнять запасы топлива приходится еще чаще. Сейчас станцию к семи утра заправляем топливом, а к обеду она уже выкидывает белый флаг – стоит пустая.Владельцы бензоколонок намерены обратиться к властям с просьбой урегулировать вопрос с проездом бензовозов к АЗС в дневное время с тем, чтобы не нагнетать напряженности на и без того неспокойном рынке. Причем будоражат и «волантилят» его не цены. Так, основной поставщик топлива в регион компания «Роснефть» последний раз повышала отпускные цены на АИ95 и дизельное топливо примерно на рубль месяц назад. В то же время поднялись цены на 50 копеек на все марки бензина и у НК «Альянс».Но вот вопрос о бесперебойном снабжении края топливом пока кардинально не решен, считают предприниматели.Представитель компании «Альянс», в чью структуру входит Хабаровский НПЗ, пояснил «В», что завод работает на пределе возможного ежедневно выпускает 1200 тонн. При этом суточная реализация составляет 11001150 тонн, в отдельные дни отпуск нефтепродуктов достигает 1400 тонн. -Соответственно, у НК «Альянс» остаются крохи на мелкий опт, заявил «В» собеседник. Это представляет проблему: не так давно завод отпустил партию топлива в отдаленный район по просьбе местной администрации им больше негде было взять, но одновременно отказал перекупщику. В итоге в отношении ОАО «Хабаровск-нефтепродукт» Хабаровским УФАС возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Компанию обвинили в создании дискриминационных условий и в ограничении отпуска нефтепродуктов независимым АЗС.В связи с этим «Альянс» продолжает закупки топлива на стороне. Если в Уфе или Ангарске закупается топливо, то соответствующий объем из Хабаровска дополнительно отгружается в адрес Приморья сюда состав с нефтепродуктами идет в среднем пять суток. Интересно, что нефтепромышленники перебои с топливом по всей стране объясняют не дефицитом сырья и перерабатывающих мощностей, а неумелыми действиями участников рынка. В недавнем интервью изданию «Московские новости» президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль сообщил, что совместно с руководством Российского союза химиков и Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков они направили письмо Владимиру Путину, в котором изложили свое видение причин перебоев с топливом. -Раньше мы знали, какова потребность страны в бензине, керосине, маслах. Сейчас же этого нет, как и нет представления о том, сколько нужно оставить бензина в стране, а сколько отправить на экспорт, заявил Шмаль журналистам. Нужно обладать уникальным талантом, чтобы допустить топливный кризис в стране, которая добывает нефти больше всех в мире.КстатиВагоны с топливом по-прежнему зависают в дорогеСвыше 150 поездов простаивают сегодня на Дальневосточной железной дороге в связи с неритмичной работой морских портов. В их числе - составы с топливом.Так, сложная ситуация с выгрузкой нефтепродуктов возникла в ООО «Роснефть­-Находка-нефтепродукт»: на станции Крабовая Дальневосточной железной дороги ожидают разгрузки около 1800 вагонов в его адрес. Также застряли на пути к ОАО «Ванинский морской торговый порт» цистерны с нефтепродуктами для ООО «Трансбункер – Ванино». Кроме того, на подходах к морским портам стоят тысячи вагонов с углем. По данным Дальневосточной дирекции управления движением, на сверхнормативные простои подвижного состава повлияло несколько факторов. В ноябре по Тихоокеанскому побережью прошел мощный циклон, шторма задержали подход судов, вследствие чего у стивидорских компаний емкости для приема топлива оказались полностью заполненными. Обострилась и традиционная для конца осени – начала зимы проблема смерзшегося груза. К примеру, в порту Ванино при перерабатывающей способности 95 вагонов в ноябре среднесуточно выгружали по 40 вагонов с углем.По причине смерзания железорудного концентрата, отгруженного с Олекминского ГОКа в Амурской области, значительно осложнена работа пограничного перехода Гродеково Суйфэньхе (КНР). Управление Харбинской железной дороги уже обратилось с просьбой приостановить погрузку на станции Олекма. Кроме того, одной из причин непроизводительных простоев поездов является неравномерная и сверхнормативная погрузка на сети дорог. Так, на начало декабря для ЗАО «Топливно­бункерная компания» на ДВжд находилось 142 вагона при среднесуточной выгрузке в ноябре всего восьми цистерн.В этих условиях Дальневосточная железная дорога обратилась в ОАО «РЖД» с просьбой о введении ограничений на погрузку в адрес ряда грузополучателей. Ограничение погрузки, особенно когда на сети завершается годовой план, непопулярная мера, однако это может помочь нормализовать поездную обстановку в преддверии новогодних праздников.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»