По телефону необязательно пересказывать “мыльные” сериалы
Сегодня все мы платим за квартирный телефон одинаково: и пенсионер, которому телефон нужен чаще всего для того, чтобы вызвать врача, и коммерсант, пользующийся услугами ГТС практически круглосуточно. Справедливо ли это? Конечно же нет. Во всем мире люди платят за телефон в зависимости от интенсивности использования: чем больше разговариваешь, тем больше платишь. В нынешнем году Владивостокская городская телефонная сеть также переходит на эту форму оплаты. За разъяснениями по поводу предстоящих изменений в плате за пользование телефоном редакция газеты “Владивосток” обратилась к начальнику городской телефонной сети Лилии НЕРОДЕНКО.
Сегодня все мы платим за квартирный телефон одинаково: и пенсионер, которому телефон нужен чаще всего для того, чтобы вызвать врача, и коммерсант, пользующийся услугами ГТС практически круглосуточно. Справедливо ли это? Конечно же нет. Во всем мире люди платят за телефон в зависимости от интенсивности использования: чем больше разговариваешь, тем больше платишь. В нынешнем году Владивостокская городская телефонная сеть также переходит на эту форму оплаты. За разъяснениями по поводу предстоящих изменений в плате за пользование телефоном редакция газеты “Владивосток” обратилась к начальнику городской телефонной сети Лилии НЕРОДЕНКО.
- Чем вызвано введение системы повременного учета стоимости разговоров?
- Существующий до сих пор в стране, в том числе и в нашем краевом центре, принцип оплаты услуг городской телефонной сети не соответствует принципам справедливости: потому что одни могут часами говорить, а другие почти не пользуются телефоном, но оплачивают услуги одинаково. Когда впервые возникала речь о повременной оплате (примерно 20 лет назад), то не было технической возможности: отсутствие компьютерных систем, соответствующих программ. Сегодня в ряде городов России уже введена повременная форма платы за пользование местной телефонной связью. Система работает и нареканий нет. Существует несколько вариантов, одобренных Госкомитетом по связи и правительством. Наиболее приемлемой считается та модель перехода на повременную оплату, в которой за основу тарифных расчетов взят безлимитный принцип, когда абонент оплачивает каждую конкретную минуту телефонного времени. Новая система повременных расчетов - просто смена формы платы за услуги.
- Можно подробнее рассказать о целях введения системы повременного учета стоимости местной телефонной связи?
- Главная цель - защитить права потребителей. Сегодня за телефонную связь, как уже говорилось, платят все одинаково: и те, кто много говорит, и те, кто немногословен. Повременная форма оплаты местных разговоров введет принцип социальной справедливости: платить больше будет тот, кто больше говорит. Никого не приводит в недоумение электросчетчик: все привыкли платить за потребленную электроэнергию. Когда говорят, что одинокие пенсионеры, пожилые люди, для которых телефон единственное средство общения, станут наиболее чувствительны к нововведению - это в принципе неверно. Наиболее активная в телефонном отношении группа - молодежь, бизнесмены, деловые люди, а у пожилых людей круг общения гораздо меньше. Поэтому достаточно спорное утверждение, что пожилые одинокие люди будут платить больше. Другая цель - техническая. Любая АТС - это система с определенной и при том ограниченной пропускной способностью. Например, возьмем станцию на 10 тысяч номеров. Одновременно она может дать только одну тысячу исходящих сообщений. Поэтому первая тысяча абонентов, позвонивших одновременно, вызовет у всех остальных занятость линии. Представьте себе, что все эти абоненты проговорили по 20-30 минут. Другие потребители услуг в это время будут лишены телефонной связи. Введение системы повременной оплаты стоимости разговоров поможет нам упорядочить нагрузку сети, улучшить качество связи.
- Планирует ли городская телефонная сеть получить дополнительную прибыль от перехода на повременный учет стоимости разговоров?
- Такой цели нет. Более того, на первом этапе ввода повременного учета стоимости разговоров мы ожидаем убытки по опыту тех городов, где система уже работает, - в первые месяцы продолжительность и количество разговоров заметно сокращаются.
- Как рассчитывались тарифы повременного учета стоимости разговоров?
- В течение прошлого года на АТС Владивостока собирались статистические данные по продолжительности местных телефонных разговоров. Установлено, что в среднем жители краевого центра разговаривают по телефону 240 минут в месяц. Абонентная плата состоит из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть - это 80 процентов от тарифа, которую абонент обязан оплатить независимо от того, пользовался ли он услугами ГТС или нет, ведь его телефонный аппарат подключен к АТС и находится в режиме готовности к эксплуатации. Эта постоянная часть тарифа в феврале составит 24 рубля новыми деньгами. Переменная составляющая будет зависеть от того, сколько наговорит абонент (стоимость 1 мин. разговора - 2,5 коп.). Например, человек наговорил по телефону в месяц 240 минут, умножьте их 2,5 копейки и получите 6 рублей. Прибавьте к ним постоянную составляющую 24 рубля, следовательно, за месяц абонент, наговоривший 240 минут, заплатит 30 рублей. То есть он оплатит столько, сколько оплачивал до перехода на повременную систему. Если вы разговаривали по телефону 100 минут, то заплатите только 26 руб. 50 копеек. Если вы наговорили в месяц, предположим, 400 минут, то полная оплата составит 34 рубля.
- Все ли звонки будут платными?
- Нет, не все. Во-первых, учитываться будут только исходящие звонки. Когда позвонят вам, то за этот разговор вы не платите. При этом не будут учитываться и оплачиваться все исходящие звонки в справочные города и службы жизнеобеспечения мэрии, водоканалуправления, “Дальэнерго”, теплосетей, СЭС, аварийные службы, вызов «скорой помощи», пожарной, милиции. Также ГТС не будет фиксировать междугородные переговоры. Этот вид услуг по-прежнему находится в ведении междугородки.
- Можно будет как-то «подкрутить» счетчик в ту или иную сторону?
- Прежде всего оборудование повременного учета стоимости местных телефонных разговоров - это не счетчики, а комплекс технических средств, включающий и компьютерные системы, которые установлены на всех АТС Владивостока и полностью защищены от вмешательства извне.
- Когда абоненты смогут узнать, сколько же им придется платить?
- В январе каждый наш абонент получит квитанцию за декабрь 1997-го, в которой будет указано количество минут исходящих телефонных разговоров. За январь и февраль придут такие же квитанции, только с отметкой о сумме за полученные услуги ГТС. Оплачивать эти квитанции не нужно. Мы даем людям возможность сориентироваться в новой системе оплаты, оценить свои возможности. За это время абоненты смогут подумать, все ли разговоры были так необходимы, сможет ли бюджет семьи выкроить деньги на оплату пересказов «мыльных» сериалов или нет. И только в апреле жители Владивостока реально заплатят за мартовские телефонные услуги ГТС по новым тарифам повременного учета стоимости разговоров.
- Будут ли какие-либо льготы по абонентной плате?
- В первую очередь хотелось бы отметить, что льготы, которыми пользуются абоненты телефонной сети, будут сохранены. Это касается инвалидов, ветеранов Отечественной войны и других категорий граждан, которым льготы предусмотрены действующим законодательством. Кроме того, мы предусматриваем льготную плату за разговоры в вечернее и ночное время с 22 часов вечера до 6 часов утра. Разговоры в это время будут стоить дешевле на 40 процентов.
Автор: Алексей ВАЛЕРЬЕВ, «Владивосток»