Следующая остановка - тупик?

В канун Нового года в Артеме произошло уникальное событие: общее собрание муниципального автопредприятия отменило льготы для проезда в общественном транспорте, установленные... на федеральном уровне.

28 янв. 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №304 от 28 янв. 1998

В канун Нового года в Артеме произошло уникальное событие: общее собрание муниципального автопредприятия отменило льготы для проезда в общественном транспорте, установленные... на федеральном уровне.

Не стоит, наверное, и повторять, сколько граждан разных категорий - от почетного донора до налоговика - имеют эти льготы. А сколько фальшивых документов в ходу! Вот и не выдерживают люди, сами пытаются установить законы вопреки всему и вся. В Хабаровске, например, этому был придан хоть какой-то статус: льготы отменил сам губернатор.

Бунт на корабле

Ясно как божий день, что послужило причиной бунта артемовских транспортников. В зубах уже навязло говорить о многомесячной невыдаче зарплаты - дикое, совершенно недопустимое в других странах явление у нас стало обыденностью. И не только в зарплате дело, изношенность автобусного парка директор АПАТП Виктор Косарев оценивает как 80-процентную. Некоторые автобусы вообще нельзя выпускать на линию. И если предыдущие годы хоть единицы новой техники приобретались, теперь - совсем не на что. Выручки, которую привозят каждодневно, хватает только на бензин.

Масла в огонь подлило принятое в конце прошлого года решение городской администрации об установлении платы за проезд на пригородных маршрутах на уровне городских - 1,5 тыс. рублей. В принципе хорошее решение, ведь из того же поселка Заводского, например, проехать в центр города и обратно - 10 тысяч. Но, как сейчас водится, и этот жест доброй воли оказался несостоятельным. Транспортники без того не получали необходимой дотации, а тут вообще сели на мель. Так и родилось злополучное решение - возить бесплатно водители решили лишь инвалидов и участников Отечественной войны.

И какова реакция на вердикт обозленных транспортников? Многие откровенно приветствовали такое равенство и братство, ну, какая, скажите, разница между бухгалтерами, предположим, молокозавода и таможни? Разве последние беднее или по служебным делам колесят на автобусе больше? Но, оправившись от шока, льготники взбунтовались. Словесные схватки с кондукторами, обещания обратиться к прокурору потрясали в первые новогодние дни артемовские автобусы.

А что, кстати, прокурор? Он, как сообщала городская газета “Выбор”, хоть и направил в администрацию акт прокурорского реагирования, но отменять решения АПАТП не стал, поскольку оно в прямом подчинении у муниципалитета.

Прочь с дороги, “шаровик”!

Те, кто часто мотается на электричках во Владивосток и обратно, очень уж благодарны неведомому благодетелю: к вечерним рейсам прямо под виадук подается автобус (метров 100 от электрички). Каков сервис, а? Как бы не сглазить, “рассекретив”. В маленький “пазик” народу набивается, что селедки. Ведь на “муниципальной” остановке неизвестно сколько придется мерзнуть.

“Благодетель” наш тоже, конечно, нищ. Это сбивает “шару” не получающий зарплату шофер. Да еще для надежности подгадывает прямо к электричке, у нас ведь отродясь такого не было. Но водителям, наверное, приходится рисковать: руководители предприятий, имеющих ведомственные автобусы, обычно бдят денно и нощно - “низ-зя”. Да и в АПАТП, естественно, “левые” автобусы не жалуют. Снимают, мол, пенки, из-под носа доходы уводят - и никаких тебе удушающих налогов. Потому на упоминавшемся гневном собрании и “шаровиков” вниманием не обошли. Требование такое: согласовывать их рейсы с диспетчерской АПАТП, применять льготы на своих автобусах. В общем, прочь с дороги, “шаровик”. Хотя пассажиру абсолютно все равно, кто его повезет, лишь бы уехать побыстрей. Но упорядочить (а не запрещать), привести в систему, выгодную для всех, использование дополнительных автобусов, наверное, можно.

И куда же мы приедем?

А что в этой ситуации муниципалитет? На вопрос корреспондента “В” в начале второй декады января заместитель главы артемовской администрации Владимир Новиков ответил, что, мол, заниматься пассажирским автопредприятием будем, но что конкретно будет предпринято - сказать пока трудно... Да и что конкретно скажешь? Формально решение собрания работников АПАТП - незаконно. Ведь даже губернаторского уровня не хватает, чтобы отменить то, что законодательно утверждено в Москве. И в Хабаровске сейчас дело об отмене льгот вращается в судебных инстанциях. А по сути? Ведь кондукторам и водителям не на что кормить детей! Это законно?

Вообще-то иные попытки повлиять на ситуацию предпринимались. В минувшем году на дорогах города как-то появились маршрутные такси. Впрочем, от обычных автобусов они отличались только отсутствием все тех же пресловутых льгот. То есть слово “такси” надо было читать как броня от льгот. Но пошли жалобы, требования комфортности, какую должно предоставлять такси. Администрация города тогда очень скоро аннулировала эту первую попытку АПАТП защититься от неоплачиваемых государством льгот. По инициативе же самой администрации вводились еще так называемые кольцевые маршруты. Эти маршруты охватывали добрую половину дальних сел и поселков, входящих в состав города. Цена билета - 3 тысячи, а на обычном автобусе - 4-5. Некое рациональное зерно, конечно, в этом нововведении было, но и тут желаемого эффекта не получилось.

Отменено ли сегодня коллективом собственное решение? Об этом я спросил директора АПАТП Виктора Косарева. Нет, ответил он, все как бы само собой вернулось на круги своя...

Словом, и решение никто не отменил, и выполнить его не удается. Обстановка на пассажирском автопредприятии остается напряженной. Причем ситуация с общественным транспортом в Артеме, наверное, типична для сегодняшнего дня. Остается только предполагать, что там, за новым поворотом событий? Какая остановка?