Вира, майна, экскурсия!

Саммит АТЭС глазами горожан

9 нояб. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3034 от 9 нояб. 2011
610209ff07f848d41ccf36ee2d9418c0.JPG

Масштабы строек саммита АТЭС во Владивостоке способны поразить самое смелое и искушенное воображение. Даже Юрий Шевчук, посетивший их прошлой осенью, признал, что «мост на Русский – это сила!» Однако полюбоваться на весь этот Вавилон нашей эры могут далеко не все. Конечно, горожане имеют возможность сформировать представление о стройках через призму журналистского материала. Объекты саммита фотографируют и снимают чаще, чем звезд Голливуда. Но ведь хочется увидеть все своими глазами и услышать из первых уст. Именно для таких целей власти Владивостока организовали экскурсии для горожан. Два раза в неделю, по вторникам и четвергам, от городской администрации отходит автобус, который везет желающих по стройкам саммита.Экскурсии по очереди проводят заместители главы Владивостока. В прошлый раз, например, в поездке участвовали ветераны, и экскурсоводом у них была заместитель главы города Елена Щеголева. В этот раз по объектам саммита отправились 30 учителей Первореченского района, и вел их первый заместитель главы города Алексей Сухов.– С соответствующей инициативой выступил глава Владивостока Игорь Пушкарев, – говорит Алексей Николаевич. – За октябрь и ноябрь мы постараемся провести экскурсии для максимально возможного числа людей. Мы организовали подобные поездки специально для жителей города, чтобы они сами могли убедиться в масштабности строек, получить впечатления и сделать выводы. А главное – разогнать разные домыслы.А домыслов накопилось немало. Например, что мост не достроят в положенные сроки. Особенно популярен слух о том, что обе его части, возводящиеся с разных берегов, не встретятся посреди пролива Босфор-Восточный. Что строители – сплошь иностранцы из ближнего зарубежья и так далее.От Патрокла к мосту на РусскийДень поездки выдался холодным и ветреным. Учителя, кутаясь в платки и шарфы, ныряли в спасительно теплое чрево автобуса и рассаживались по местам. Сильный ветер принес-таки пользу, прогнав с моря надоевшую дымку. Первым объектом саммита стал участок объездной дороги Седанка – бухта Патрокл. Пройдя прорубленный в скале участок трассы, автобус выехал к живописной бухте, на берегах которой виднелись каркасы будущего микрорайона.– Сейчас завершается первый этап строительства, – поясняет Алексей Сухов. – Инвестиционный проект предусматривает строительство 25 тысяч квартир в бухте Патрокл, цена на которые рассчитана Минрегионом – 36 тысяч рублей за квадратный метр.То есть, по приблизительным подсчетам, за полтора миллиона можно получить новенькое жилье с видом на море.Из-за сопки показались пилоны моста на остров Русский. По дороге встретился обрубок старой водопроводной трубы с объявлением, написанным синим фломастером и неровным почерком: «Прописка во Владивостоке. Недорого». В салоне автобуса принялись пошучивать на счет гастарбайтеров. – Число рабочих в каждую вахту около трех тысяч, – говорит заместитель генерального директора «ТМК» Сергей Собин, встречавший экскурсию у здания эксплуатационного центра. – Из них 98 процентов – граждане России. Еще около 50 человек – украинцы. Есть 20 французов, которые заняты на установке вант. И один узбек – повар.Учителя со свойственной профессии дотошностью принялись задавать каверзные вопросы. А совпадут ли обе части моста? Не разрушит ли его землетрясение? Успеют ли в срок?– Сейчас мост готов на 80 процентов, – отвечал Сергей Собин. – Мы планируем замкнуть мост 31 марта следующего года, после чего начнется асфальтирование проезжей части. К 1 июля мост должен быть готов. По его словам, мост на Русский будет четвертым в мире среди своих вантовых собратьев. Он способен выдержать землетрясение мощностью восемь баллов. С 9 по 11 октября 2012 года здесь будет установлен большой пропускной пункт, созданный для обеспечения безопасности саммита АТЭС. После проведения мероприятия дорогу на Русский откроют для всех.– В движение по мосту могут вмешаться только погодные условия, – отметил Сергей Собин. – По правилам безопасности, если ветер будет сильнее 30 метров в секунду, проезд будет закрыт.К сожалению, ни велосипедной, ни пешеходной дорожки строительство моста не предусматривает.Также учителям удалось осмотреть возведение южных очистных сооружений и низководного моста Де-Фриз – Седанка. По пути на Алексея Сухова, которому, наверное, не удалось промолчать и секунды за всю поездку, сыпались вопросы о других объектах саммита. Интересно, например, было узнать о требованиях к президентским номерам. Своеобразный райдер затрагивает огромное множество моментов, даже такую деталь, как вместимость платяного шкафа. По правилам международного политического этикета президенты не должны находиться друг над другом – выше или ниже своих коллег. Все на одном уровне.Немцы гордятся русской душойВместе с учителями в поездке приняла участие съемочная группа немецкого общественного телевидения MDR.– Мы делаем большой документальный фильм о России, – рассказал журналист Томас Юнкер. – Начали с Астрахани и заканчиваем здесь, во Владивостоке. Через два дня возвращаемся в Германию, где уже приступим к монтажу. По его словам, фильм выйдет 21 ноября и будет длиться два часа. – Первое, что бросается в глаза во Владивостоке, это огромные темпы развития, – говорит немецкий журналист. – Мы не видели такого ни в одном из городов, которые посетили. И, конечно, ваш рельеф. Я влюбился в него, честно.Томас рассказал, что, путешествуя по городам и весям необъятной нашей Родины, собирал судьбы и истории простых людей. Встречался он и с богачами, не знающими, что делать с такими большими деньгами, и с бедняками, не знающими в принципе, что делать.Кажется удивительным, но фильм носит название «Душа России – гордость России». Интересуюсь, не является ли Томас патриотом России.– Нет, – ответил он, улыбаясь. – Я приехал сюда снимать документальный фильм. У меня не было никаких ожиданий или предпочтений. Хотя Россией я, конечно, впечатлен. Это уже пятая рабочая поездка в вашу страну.Как говорилось выше, в экскурсии приняли участие 30 учителей Первореченского района. Среди них преподаватели истории, географии, русского языка и литературы. По их словам, от поездки осталось много ярких впечатлений.– Нам, простым жителям Владивостока, представить масштабы строек АТЭС трудно, – говорит Ольга Безрук, главный специалист управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города. – Об объектах саммита в основном приходится читать в прессе. А сегодня мы увидели все своими глазами. Приятно было узнать, что среди крановщиков на мосту на остров Русский работают женщины. Русские женщины, как известно, и коня на ходу остановят, и в горящую избу войдут. Восхищает грандиозность работ. Оказывается, сваи низководного моста забивают вглубь на 50 метров! По словам Ольги Николаевны, сомнений в том, что мосты построят, не осталось. – Я думаю, многие из учителей, участвующих в экскурсии, расскажут о ней коллегам, ученикам и их родителям на родительских собраниях, – говорит она. – Поездка была полезной. Хотелось бы устроить такое же мероприятие и для детей.