Когда великие были рядовыми...

1 октября исполнилось 75 лет заслуженной артистке России актрисе краевого театра молодежи Алле Белых

6 окт. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3016 от 6 окт. 2011
64fb6bb2839c7f126b9de692a298f904.jpg

Алла Павловна посвятила Мельпомене 57 лет своей жизни. В ее творческом багаже не только десятки разноплановых ролей, сыгранных на театральной сцене, но и роли в кино. Накануне юбилея виновница торжества поделилась своими воспоминаниями о далекой молодости с корреспондентом «В».Через кровь к славе В 1956 году на экраны Советского Союза вышел художественный фильм «Они были первыми» режиссера Юрия Егорова – кино-повесть о первых комсомольцах Петрограда. Песни из этого кинофильма «За фабричной заставой» и «Мы жили по соседству» композитора Марка Фрадкина мгновенно стали хитами всесоюзного масштаба. Роль комсомолки Катерины в этом фильме сыграла Алла Белых, в те годы студентка ВГИКА.Ее партнерами по картине были Михаил Державин, Лилия Алешникова, Михаил Ульянов, Георгий Юматов, Марк Бернес, Клара Румянова.– Моя тетя, Елизавета Александровна Нефедьева, работала во МХАТе концертмейстером, а в студии МХАТ вела вокал, – вспоминает Алла Павловна. – Среди ее учеников Владимир Трошин и Олег Ануфриев. У нее даже был «золотой» значок МХАТа. Так что я выросла на сцене. Меня и Аллой-то назвали в честь народной артистки СССР Аллы Тарасовой. Моя мама очень с ней дружила. И когда я только родилась, мама сказала: девочка моя, на тебе знак Аллы Тарасовой. И этот знак вел меня через детство и юность.После окончания школы путеводный знак привел нашу героиню во ВГИК, хотя изначально она поступала в Щукинское училище. На творческом конкурсе в Щуке присутствовал ассистент режиссера с киностудии им. Максима Горького. Он и попросил абитуриентку Белых прийти к 10 утра на кинопробы. А для какого фильма – не сказал. На кинопробах режиссер Юрий Павлович Егоров, лауреат Государственной премии, сначала попросил девушку натурально поплакать. Задание Алла выполнила на «отлично». Затем ее поставили под дождь, точнее, под холодную струю из шланга. И это «издевательство» она перенесла стоически – искусство требует жертв. А после Михаил Ульянов – он играл большевика Колыванова – стал обучать приглашенных на кинопробы правильному обращению с оружием.Хрупкой Алле выдали винтовку образца 1812 года. Тяжеленный ствол то и дело норовил вырваться из рук и во время команды «на плечо» улетал за спину. Из-­за многократных дублей у девушки на ладонях выросли кровавые мозоли. Тем не менее испытания она прошла успешно. И только тогда узнала, что ее утвердили на роль комсомолки Катерины в революционном кинофильме «Они были первыми». Впереди будущую актрису ждала киноэкспедиция длиною в девять месяцев. По большому счету, это был звездный час нашей героини. Но об этом она, конечно, не подозревала.Между тем студентам Щуки было категорически запрещено сниматься в кино. За эту провинность могли оставить на второй год либо вообще отчислить из вуза. И тогда Юрий Егоров собственноручно написал Алле рекомендацию для поступления во ВГИК, где его слово имело вес. Эта пожелтевшая верительная грамота до сих пор хранится в архиве Аллы Павловны. Люблю «Офицеров» Кудрявого парнишку 17 лет в кинофильме «Они были первыми» играл… 30летний душка Георгий Юматов. Чтобы скрыть его истинные годы, перед съемкой на него накладывали килограмм грима. Юматов злился, когда ему напоминали о возрасте. – Это был добрейшей души человек! С ним невозможно было ссориться, – убеждена Алла Белых. – Он последнюю рубашку мог с себя снять и отдать. По молодости мы его звали Жорка – рваный нос – его на фронте ранило и порвало правую ноздрю. Он не обижался. Когда же снимали крупный план, ноздрю заделывали гуммозом, гримом. Юматов юнгой – ему тогда было всего 15 лет – воевал на Балтийском флоте, и когда взорвался катер, то в живых остался он один. Его отбросило взрывной волной, потому что Георгий был легкий. Смотрели фильм «Офицеры»? Помните кадры, когда Юматов, надевая гимнастерку, поворачивается спиной к жене, а на спине огромные шрамы? Это же его настоящие раны! Георгий со своей женой Музой Крепкогорской жил в Москве, на Тверской, почти на центральной площади. Это была Музина квартира. Она же из очень интеллигентной семьи, ее папа был чуть ли не академик. Но у них, кроме книг и старой мебели, никогда ничего не было. Когда я приезжала в Москву уже из Владивостока и заходила к ним, у них все так и оставалось! Юматов очень любил животных и свою собаку. Если кто­-то на его глазах обижал кошку, у него сразу становились бешеными глаза: он за кошку был готов избить человека! А ведь у него были инфаркт, инсульт и тысяча других болячек. Потом он стал пить…Впрочем, выпить Юматов всегда любил. О его запоях в киношной среде ходили легенды. Он злоупотреблял даже на съемках, зачастую срывая график работы. Однажды в Гатчине пришел на съемочную площадку с дикого бодуна, абсолютно ничего не соображая. По словам Аллы Белых, у Георгия даже не было видно глаз, а снимать требовалось крупным планом. И тогда режиссер Егоров отправил актера отсыпаться, а день простоя и израсходованную пленку записал на счет провинившегося.– Ладно, – сказал Юматов, качаясь, – я тогда пойду и допью. А вы ищите себе другого артиста.И ушел. И Егоров ничего со звездой поделать не мог. – Но как бы ему ни было трудно, – продолжает Алла Павловна, – никто никогда не знал, как у него болят раны. А ведь они у него ныли. Когда Юматов не приходил на съемку, мы думали, что он опять «чуть-чуть подквасил», как он говорил. Оказывается, это раны не давали ему покоя. Ближе к старости они его просто доконали. У него и легкое было задето, и плечо. Крепко-горская говорила, что он иногда и рукой не мог пошевелить. В общем, досталось ему. Когда показывают фильм «Офицеры», я всегда его смотрю. Даже в год по нескольку раз. Люблю я этот фильм. Прощай, эротика!В 1959м режиссер Марк Донской предложил Алле Белых роль в его фильме «Фома Гордеев». Роль была эпизодической, но по тем временам очень смелой. Алла и еще три девушки должны были изображать… обнаженных танцовщиц, развлекающих главного героя картины во время пьяного разгула. Съемки проходили на барже, где по сценарию гулеванил Фома Гордеев. – Перед съемками всех посторонних разгоняли, оставались только режиссер, оператор и осветитель. Мы снимались в легкой дымке, как бы в тумане. Это было очень красиво, – вспоминает Алла Павловна.И, наверное, очень эротично! По словам актрисы, за эротику «натурщицы» получали согласно штатному расписанию как за обычные съемки, но они были совсем не против съемок неглиже. Да и что бы они сказали против, когда для артиста слово режиссера – закон. Работа есть работа. Было, конечно, опасение, что интимная сцена не попадет на экран: в Советском Союзе тогда еще «секса не было». Но Марк Донской уповал на свой авторитет, поэтому надеялся, что его фильм не тронут. И зря. Танцы полуобнаженных девушек вырезали. Так, под ножницами цензуры погибла первая советская эротика на экране. А на барже остались только цыгане. Между тем Алла Павловна убеждена, что наверняка где­-то хранится полная версия «Фомы Гордеева», так как в прокат фильм вышел в кастрированном варианте. Оказывается, по воле цензоров пострадали не только кадры с танцовщицами.Лишь бы они услышалиПосле кинофильма «Они были первыми» Алла Белых снялась в девяти разноплановых картинах, среди которых «Екатерина Воронина», «Ленинградская осень», «Залив счастья», «Мария Магдалина» и других.После окончания ВГИКА прошли годы. Даже почти вечность. Алла Павловна без малого 50 лет служит на сцене краевого драматического театра молодежи. Как говорят военные, она в строю, как и прежде. С друзьями молодости Белых давно уже не пересекалась. Она – на Дальнем Востоке, они – в Москве и Питере. Кроме того, иных уж нет... В нищете и безвестности в сентябре 2004го умерла Клара Румянова, ее близкая подруга. Ушли из жизни Георгий Юматов, Муза Крепкогорская, Марк Бернес. Время берет свое. Лишь единожды судьба подарила Алле Павловне встречу с Михаилом Державиным, да и то мимолетную... А ее муж, заслуженный артист России Анатолий Януш, с которым она прожила ровно 20 лет, умер в январе 1980 года.– О тех, кто ушел, я могу сказать много теплых слов, лишь бы они там услышали. Их просто нельзя вспоминать иначе. Они все были жизнелюбы, – говорит Алла Белых и в очередной раз закуривает…

Автор: Сергей КОЖИН