Автолюбителей пошлют из пункта П в пункт Х

Если в Приморье не построят современный автодром, то выпускникам наших автошкол придется ездить сдавать на права аж... в Хабаровский край

30 сент. 2011 Электронная версия газеты "Владивосток" №3013 от 30 сент. 2011
f8dcb652715611eec1e4d53b79b0254d.JPG

В межрайонном экзаменационном отделе ГИБДД УМВД России по Приморскому краю (МРЭО) состоялась встреча представителей автошкол края с руководителями подразделения МРЭО, а также сотрудниками департамента образования и науки администрации Приморского края. Из 23 автошкол, действующих в краевом центре, прислали 18 делегатов, кроме того, один представитель прибыл из далекого Арсеньева. Рандеву такого масштаба в МРЭО проходят не часто, и, как правило, для подобных встреч есть серьезные причины.Быстро, дорого, но плохоНа этот раз таким аккумулирующим фактором стала «детальная проработка моментов, касающихся процессов подготовки водителей и допуска курсантов автошкол к квалификационным экзаменам».По словам начальника МРЭО подполковника полиции Максима Нетяговского, за последний год слишком много выявлено нарушений в процессе обучения будущих автолюбителей. Что наводит на определенные размышления: а все ли нормально в датском королевстве? По тому ли пути идут автошколы, увлекшись увеличением числа учеников и сокращением сроков их обучения, потому как каждый ученик – это деньги? Ведь подобная скороспелость, как правило, отрицательно сказывается на качестве подготовки будущих водителей и ведет к повышению аварийности на дорогах. Например, у автошкол нет единых временных нормативов по обучению курсантов вождению. Одни учебные заведения уделяют этому процессу 50 часов, другие – 80, третьи – аж 127. Исходя из каких расчетов определялись эти временные критерии, неизвестно. Кому­-то, возможно, хватит и 60 часов для уверенного движения на авто по дороге, а кому-то и трехсот мало.Одна из известных владивостокских автошкол, реклама которой «украшает» все столбы и заборы города, вообще формально подходит к процессу обучения курсантов, минимально натаскивая их на экзаменационные тесты и фактически продавая свои «корочки». И когда такие кандидаты в водители приходят в МРЭО для сдачи экзаменов, то даже не знают, что у них написано в свидетельстве об окончании автошколы.– В документе написано, что курсант окончил обучение в прошлом году, а он приходит на экзамен в августе, сентябре этого года и пишет в заявлении: мол, только что сдал внутренние экзамены! Человек даже не знает, когда он обучался! Это говорит о том, что в автошколе с него взяли деньги и выдали заранее заготовленное свидетельство, – рассказал подполковник полиции Нетяговский.Результат такого формализма плачевен: из 14 учеников «крутой» автошколы, не так давно сдававших квалификационные экзамены в МРЭО, с первого захода сдал только один человек!Нас учат нарушители ПДД?Кстати, у автошкол нет единого образца свидетельства об их окончании. То есть каждое учебное заведение печатает свои «фирменные» бланки, разработанные для своих курсантов, чего, по мнению сотрудников госавтоинспекции и департамента образования и науки департамента Приморского края, быть не должно. Представители автошкол, кстати, с этим согласились. Но будет ли в ближайшее время разработано и утверждено свидетельство об окончании автошколы единого образца, действующее на территории Приморья, этот вопрос так и остался открытым.По словам подполковника Максима Нетяговского, есть у госавтоинспекции серьезные вопросы и к инструкторам, обучающим вождению. По данным УГИБДД Приморья, на некоторых «учителях» висят от 4 до 27 всевозможных нарушений ПДД.Спрашивается, чему могут научить такие горе-преподаватели, если они сами не знают правил дорожного движения? Нет сомнения, что подобные негативные факты в будущем отразятся на получении автошколами лицензии.Неразрешимой проблемой во Владивостоке стало обучение вождению людей с физическими недостатками. Для подобной категории водителей необходим специально оборудованный учебный автомобиль. Но такой машины в столице Приморья нет, а инвалиды, желающие получить права, есть. Хотя их не очень много. В Москве, кстати, есть даже специальная автошкола, где инвалидов обучают вождению автотранспорта. Имеют право! Конституцией это не запрещено.Как кликнется сверху!..После совещания в приватной беседе с корреспондентом «В» полковник Максим Нетяговский поделился имеющимися сведениями: в недалеком будущем привычный алгоритм получения водительских удостоверений во Владивостоке ждут крутые перемены. И для выпускников автошкол – не лучшие. Дело в том, что в нашей стране повсеместно внедряется сдача квалификационных экзаменов на получение водительского удостоверения на автоматизированных автодромах, где сотрудники ГИБДД из этого процесса вообще исключаются, а тестирует претендента на права беспристрастный компьютер. Электронная техника может «простить» только одну ошибку с возможностью пересдачи. И здесь уже никто не скажет, что гаишник вымогает или придирается: машина – это бесчувственное железо, которой деньги не нужны.Согласно последним данным, в России уже построено около 40 таких автодромов. В некоторых регионах – до пяти. Самые лучшие – в Краснодарском крае и в Челябинске. Пропускная способность стандартного компьютеризированного автодрома фантастическая – 1700 человек в день! Он может работать и днем, и ночью.Во Владивостоке автоматизированного автодрома нет. На словах все понимают, что он нужен, на деле же... как говорится, конь не валялся.– В данный момент мы к этому не готовы. Все надеются, что Приморье далеко и нас подобное новшество минует. Но процесс запущен, его уже не остановить. А когда в один момент это все ухнет сверху, то окажемся мы у разбитого корыта. Это уже не фантастика, – прогнозирует Максим Анатольевич недалекое будущее.Автоматизированный автодром, оснащенный по последнему слову компьютерной техники, – дорогостоящее сооружение. Но кто его должен финансировать и где его будут строить, пока не ясно. Более всего в таком полигоне заинтересованы коммерсанты, то есть автошколы. И вполне возможно, они также будут участвовать в финансировании строительства. Потому как выхода нет: не будет в крае современного автодрома, автошколы останутся без куска хлеба. Кстати, в августе этого года во Владивосток приезжал важный чиновник из МВД России инспектировать местную госавтоинспекцию. Тогда он заявил: если во Владивостоке не будет построен автоматизированный автодром, то ученики автошкол из Приморья будут сдавать экзамены на права в других регионах. Например, в Хабаровске, где автоматизированный автодром уже строится.Возвращаясь к напечатанномуВ одном из номеров «В» писал о недавнем соглашении краевой госавтоинспекции и автошкол Владивостока.Во-первых, вождение при сдаче квалификационных экзаменов курсанты будут сдавать на тех машинах, на которых учились в автошколах. Во-вторых, автошколы будут сдавать экзамены по графику: каждая – в определенный день.После этой публикации в редакцию поступило несколько звонков от граждан, интересующихся, каким документом закреплен данный альянс и почему в автошколах приморских городов о нем не знают. Как пояснил начальник межрайонного отдела ГИБДД УМВД России по Приморскому краю подполковник полиции Максим Нетяговский, никакого официального документа в данном случае нет. Договоренность была устной, на добровольной основе.Мнение эксперта«Никакой автодром не заменит улиц Владивостока»– На мой взгляд, обучение на автоматизированном автодроме – абсолютная глупость, – уверен председатель Приморского отделения Всероссийского общества автомобилистов Юрий Мутылин. – Зачем он нам нужен – вообще непонятно. Идея взята из Кореи, где ученики сдают на водительские права на автоматизированных автодромах. Но у них нет второго этапа экзаменов – выезда в город. А у нас есть, и в городе занятие длится не менее 20 минут. Так что нам всегда было достаточно тех площадок, которые у нас были. Получается, ученики будут сдавать на обычных площадках – первый этап, потом на автодромах – второй этап, потом в городе – третий этап. Зачем это нужно? Чтобы убрать человеческий фактор? Так на третьем этапе все равно рядом с водителем сидит инструктор. Тем более этих автодромов в стране если 5 штук будет – уже хорошо. Если все-таки власти заставят сдавать экзамены на автоматизированных площадках, то по-хорошему их нужно строить везде, где есть автошколы. Может, такой город, как Владивосток, такие затраты и потянет, то небольшие города подобной роскоши себе позволить не смогут. Так что, кроме как увеличения стоимости обучения на водительское удостоверение, это ни к чему не приведет.

Автор: Сергей КОЖИН